Узбекистан приостановил членство в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Об этом РИА «Новости» сообщил в четверг днем дипломатический источник в Москве. Это уже второй выход республики из организации за 20 лет ее существования.
Последние несколько лет Узбекистан медленно, но верно, оставаясь формальным членом этой организации, все в меньшей степени участвовал в ее делах
Источник «Интерфакса» в ОДКБ напомнил, что в последние годы Узбекистан демонстративно отказывался от участия в мероприятиях, проводимых по линии организации, что создавало трудности для остальных участников альянса. «Из-за этого приходилось неоднократно в оперативном порядке менять нормативно-правовую базу», – посетовал дипломат.
Позже секретариат ОДКБ подтвердил, что Ташкент направил соответствующую ноту. «В данный момент экспертами организации проводится оценка поступивших в секретариат документов, их юридическая экспертиза, готовится доклад президентов государств – членов ОДКБ», – сообщил пресс-секретарь организации Владимир Зайнетдинов.
Я тебя породил, я тебя и убью
В ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Договор, инициатором которого был именно Узбекистан, был подписан именно в Ташкенте в 1992 году, а ратифицирован в 1994-м. Тогда узбекский президент Ислам Каримов серьезно опасался разгоревшейся по соседству гражданской войны в Таджикистане.
В последнее время особенно сильное недовольство поведением Каримова в ОДКБ выражал Минск. В декабре перед московским саммитом ОДКБ президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил генсеку организации Николаю Бордюже рассмотреть вопрос о дальнейшем пребывании Узбекистана в ОДКБ.
Лукашенко призвал «разобраться с рядом внутренних проблем, прежде всего связанных с позицией Узбекистана по отдельным вопросам, – от этого уже никуда не денешься, об этом все знают». Впрочем, сам Бордюжа ранее заверил корреспондента газеты ВЗГЛЯД, что не видит никаких предпосылок к исключению Узбекистана из организации.
Первые публичные разногласия Каримова с коллегами выявились в 1999 году, когда Ташкент отказался продлевать договор. Тогда Узбекистан впервые вышел из ОДКБ. Зато в том же году страна присоединились к организации, которую многие считали антироссийской, – ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), – членом которой и оставался до 2005 года. Однако многое изменилось после кровавых событий 2005 года в Андижане, после которых Ташкент попросился обратно в ОДКБ и в следующем году вновь стал ее полноправным членом.
Тем не менее скоро Ташкент вновь стал публично перечить коллегам по союзу. Он неоднократно игнорировал принятие ряда основополагающих решений, не ратифицировав более 15 соглашений и протоколов, в том числе «Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности» (КСОР), «Соглашение об оперативном оборудовании территории, совместном использовании военной инфраструктуры государств – участников ОДКБ» и другие документы.
Таким образом, членство Узбекистана в ОДКБ оказалось чисто формальным, а саботаж принятия многих важных документов вредил альянсу.
Сам Ташкент, полагают наблюдатели, противился усилению роли Москвы в Среднеазиатском регионе, выступая в роли своеобразного спасителя ближайших соседей от российского «диктата». Узбекский лидер, очевидно, видел в России зачинщицу локальных конфликтов, которой невыгоден мир в этих странах.
«Без любви и уважения»
Замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина сообщение не удивило. «Сенсацией это не будет, потому что последние несколько лет Узбекистан медленно, но верно, оставаясь формальным членом этой организации, все в меньшей степени участвовал в ее делах, а иногда даже пытался блокировать некоторые ее идеи», – заявил газете ВЗГЛЯД Жарихин.
Жарихин не исключил, что Ташкент решил вновь сблизиться с США, как это уже было в 2001–2005 годах. Он напомнил, что Ташкент достаточно активно пытался сблизиться с американцами в последнее время, но ему это не очень удавалось.
«Мы понимаем, что геополитика – это такая вещь, где романтические эмоции не к месту. И поэтому формальное сближение будет, но без особой любви и уважения. Если это Каримову надо, то ради Бога», – заключил он.
С ним согласен первый вице-президент Академии геополитических проблем капитан I ранга запаса Константин Сивков. «Выход Узбекистана из ОДКБ означает только одно: узбекская правящая верхушка взяла курс на сближение с США и НАТО», – заявил газете ВЗГЛЯД Сивков.
«Сегодня американцы вынуждены покинуть Афганистан, там они, по сути дела, потерпели военное поражение. В этих условиях им нужно закрепляться в каких-то других регионах Центральной Азии, поэтому им ничего другого не остается, кроме как двигаться на север и закрепляться в республиках на постсоветском пространстве», – пояснил он.
После сближения с США, отметил политолог, в Узбекистане будет сменена правящая верхушка на более лояльную. «Вот и все. Они встали на курс, направленный на возникновение в этом государстве «цветной революции». Она будет ориентировочно через полтора года. Два – максимум», – уверен Сивков.
По словам политолога, приостановка членства Узбекистана в ОДКБ также достаточно серьезно повлияет на его отношения с Россией. «На первом этапе это, может быть, не очень будет заметно, но позже Узбекистан будет проводить антироссийскую политику в регионе, и в этих условиях отношения между Россией и Узбекистаном будут ухудшаться», – заключил он.
Как отмечала накануне газета ВЗГЛЯД, США пытаются усилить свое присутствие в странах Средней Азии – на фоне начатого вывода своих войск из сопредельного Афганистана.