Бывший спецпредставитель так называемой Республики Ичкерия в Грузии Хизри Алдамов, который на прошлой неделе попросил прощения у Чечни и вернулся в Грозный из Тбилиси, заявил в среду, что грузинские власти под руководством Эдуарда Шеварднадзе в 90-е годы помогали боевикам организовывать теракты на территории России.
Саакашвили влюблен в деньги, его мать, брат больны деньгами. Поэтому они продали Южную Осетию, Абхазию, скоро Аджарию и Кахетию продадут
«Грузинская сторона под руководством Эдуарда Шеварднадзе принимала боевиков и всячески им помогала. В Грузии были созданы различные террористические группировки, которые не брезговали ничем. Многие теракты, совершенные на территории России и, в частности, в Чеченской Республике, исходили именно из Грузии», – заявил Алдамов.
По его словам, нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили после прихода к власти попытался устранить людей, осведомленных о подобных связях с боевиками. «Саакашвили и грузинские спецслужбы предпринимают шаги по созданию нового состава так называемого «правительства Ичкерии» для организации давления на Россию и активизации террористических группировок в Чеченской Республике», – цитирует Алдамова РИА «Новости». По его словам, для этого президент Грузии провел ряд конфиденциальных встреч с проживающим во Франции экс-главой парламента Ичкерии Ахъядом Идиговым.
По словам Алдамова, «члены формируемого «правительства Ичкерии» вовлечены в деятельность «панкисского джамаата», который совершал террористические акты на Северном Кавказе при финансовой поддержке США и стран Ближнего Востока». Кроме того, по его словам, информационную поддержку проекту оказывал антироссийский телеканал «Первый информационный Кавказский».
Напомним, что Алдамов был назначен спецпредставителем в Грузии в 1994 году лидером сепаратистов Джохаром Дудаевым. На прошлой неделе он неожиданно появился в Грозном, встретился с Кадыровым и признался, что «хотел бы прожить остаток жизни на родной земле и быть полезным чеченскому народу». «Искренне прошу прощения у вас, Рамзан Ахматович, и у всего чеченского народа», – сказал Алдамов.
В ответ Кадыров сказал, что «каждый человек имеет свой жизненный путь». «Вы работали во времена Дудаева и Масхадова. Я рад, что вы осознали свои ошибки и встали на правильный путь. Вас хорошо знают как в республике, так и за ее пределами. Я уверен, что вы сможете принести пользу чеченскому народу», – сказал Кадыров.
Отметим, что в ФСБ не исключили, что Алдамов может оказаться агентом западных спецслужб. «Его контролируют с самого приезда, он был проверен, не сказать, что за ним следят, но о каждом его шаге осведомлены. К таким личностям, как он, изначально пристальное внимание проявляют, контролируют, потому что он может иметь отношение к западным спецслужбам», – говорили в ФСБ.
О том, почему Алдамов решил вернуться в Россию и чем намерен заниматься, он рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Скажите, как вы появились впервые в Грузии?
Хизри Алдамов: Меня отправили туда в 1992 году, когда там происходили большие события, в Абхазии шла война, в которой участвовали чеченцы, в Грузии был свергнут Гамсахурдия (получивший убежище в самопровозглашенной Ичкерии – прим. ВЗГЛЯД). Меня назначили, потому что я знаю грузинский язык.
Грузинский народ меня принял с распростертыми объятиями. Официального статуса у меня не было. Дудаев сказал, что из-за творящегося в Абхазии меня никто официально не примет, и мы придумали открыть аппарат защиты прав человека в Грузии. Я подписал договор с грузинской стороной.
В первый день встречи с Шеварднадзе, он тогда уже приехал (в Грузию после свержения президента и возглавил так называемый Госсовет республики – прим. ВЗГЛЯД), мы поздоровались по-грузински, он спросил меня, откуда я знаю грузинский, и пошутил, что я знаю грузинский лучше него.
В Грузии тогда были ранены двое чеченцев и двое кистинцев (чеченцы, исторически проживающие в Панкисском ущелье на северо-востоке Грузии – прим. ВЗГЛЯД), Шеварднадзе дал вертолет, и мы вывезли их в Чечню. Так я оказался единственным человеком, связывающим Грузию и Ичкерию.
ВЗГЛЯД: Сам президент Шеварднадзе в свое время признавал, что в Грузии присутствуют чеченские беженцы и члены незаконных вооруженных формирований. Он встречался с Русланом Гелаевым (генерал вооруженных сил сепаратистов, принимал участие в грузино-абхазской войне и обеих чеченских войнах – прим. ВЗГЛЯД) и даже назвал его «грамотным и образованным человеком». Спецслужбы Грузии официально приняли и способствовали деятельности таких одиозных лидеров боевиков, как братья Ахмадовы (девять братьев, организовавших с конца 90-х по начало 2000-х годов десятки похищений военнослужащих и бизнесменов с целью получения выкупа – прим. ВЗГЛЯД), Ачемез Гочияев, являвшийся руководителем так называемого Карачаевского джамаата и организатором взрывов домов в Москве и Волгодонске. Вы можете назвать имена тех представителей спецслужб Грузии, кто помогал боевикам?
Х.А.: Когда началась вторая (чеченская – прим. ВЗГЛЯД) война, было очень много беженцев из Чечни в Грузию, среди них оказались, в том числе, и боевики, такие как Гелаев. Грузинская сторона нас тогда поддержала, дала согласие, чтобы я кормил, одевал этих боевиков. Они, правда, скрывали от меня то, что у них есть оружие. Но, возможно, грузины им помогали и с ним.
Теракты, произошедшие в тот период в Чечне и России, исходили из Грузии. Кроме меня этого никто не знает, но это делали ее спецслужбы. И те, что сегодня происходят, организовывают тоже они. Руководил всеми такими операциями грузинский Антитеррористический центр, который возглавлял Леван Кенчадзе. Потом Саакашвили убрал эту структуру, а все вопросы стал курировать Гия Габуния (проходил обучение в ЦРУ, до 2010 года был главой грузинской военной контрразведки – прим. ВЗГЛЯД).
Он собрал всех чеченских беженцев, боевиков, всех, кто приезжал в Грузию, в одну структуру. Этот человек создал несколько групп – шамилевская, гелаевская, исабаевская (имеется в виду Хусейн Исабаев – прим. ВЗГЛЯД) и братьев Ахмадовых, давал им разные задания. Например, война, убрать кого-то – пускал басаевскую группу; надо украсть человека – пускал ахмадовскую группу; кого-то тайно уничтожить – пускал исабаевскую группу. Вот такая система работала. Я сам находился там и видел, что происходило, сколько иностранцев украли, их родственники обращались ко мне, просили помочь. А над всем этим находился Гия Габуния.
ВЗГЛЯД: При Саакашвили поддержка террористов продолжилась и кто сейчас курирует в Грузии этот вопрос?
Х.А.: Когда после революции к власти пришли Саакашвили и его партия, я думал, что молодой парень поможет чеченцам. Вскоре после этого (в мае 2004 года – прим. ВЗГЛЯД) отравили меня, моего сына и моего двоюродного брата. Это сделали его спецслужбы и АТЦ во главе с Габунией, хотя ответственность тогда возложили на Россию. Я все это знаю, там находились рядом машины джамаата. Потом джамаат украл моего сына.
Потом Саакашвили начал ездить по мусульманским странам и договариваться, что деньги, которые давали для войны моджахедам, распределять он будет сам. Америка тогда очень сильно взялась за Россию.Они вышли на американцев, и те стали выделять им большие средства. Этой группе, которая сначала организовала революцию на средства Джорджа Сороса и оккупировала сейчас Грузию, вообще нужны только деньги. Бокерия (секретарь Совета нацбезопасности Грузии – прим. ВЗГЛЯД), Якобашвили (посол Грузии в США – прим. ВЗГЛЯД), Дарчишвили (глава парламентского комитета по евроинтеграции – прим. ВЗГЛЯД) – вот список соросовской группы, все они сейчас занимают высокие посты.
Сам Саакашвили, простите, что я так говорю, ненормальный человек. Он не воспитался как молодой человек, не воспитался как мужчина. Он не знает, как обращаться с женщинами, как обращаться к матери, к друзьям. Он непонятный человек, даже друзья называют ненормальным.
ВЗГЛЯД: Как вы можете охарактеризовать чеченскую эмиграцию сегодня, в частности, в Грузии? Какие там преобладают настроения?
Х.А.: Это очень сложный вопрос. Кистинцы там давно находятся, во время войны туда перебрались многие чеченцы, и сейчас там перемешалось все. Когда спрашивают кистинца – надоели грузинам, надо вам уехать на свою родину – они всегда говорят: «Если они хотят, чтобы мы уехали на родину, мы уйдем, без стрельбы, мы готовы уехать». Вот такая обстановка.
Они на родину хотят. Сейчас в Чечне полно кистинцев, приезжают сюда работать, жить. А в Грузии могут гелаевские, идиговские люди жить (Ахъяд Идигов является экс-главой парламента Ичкерии – прим. ВЗГЛЯД), Алла Дудаева... А чеченский народ хочет сюда. Пример тому – я.
ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете недавние инициативы Грузии и Саакашвили в отношении Северного Кавказа, такие как безвизовый въезд, создание канала ПИК с вещанием на СК?
Х.А.: Я с Саакашвили 9 месяцев был близко знаком, здоровался с ним. Я знаю его нутро, мозги. Он вообще даже не грузин, а армянин, и скрывает это. Хотя разве оскорбительно быть армянином? Он никогда не любил чеченцев. У него был друг – чеченец Махаури, сейчас он умер. Саакашвили влюблен в деньги, он больной человек. Его мать, брат больны деньгами. Поэтому они продали Южную Осетию, Абхазию, скоро Аджарию и Кахетию продадут. Он все продаст. В 2014 году будут Олимпийские игры в Сочи – он что-то обязательно натворит.