Туареги, сумевшие за последние дни взять под свой контроль значительную часть территории Мали, объявили о создании своего государства Азавад. При этом сепаратисты, объединенные в «Национальное движение за освобождение Азавада» (НДОА), потребовали, чтобы мировое сообщество встало на защиту их новой страны, сообщает «Интерфакс».
Сейчас уничтожается государственность Мали, и, думаю, это еще не конец ливийской истории
Днем ранее туареги объявили о том, что весь север страны перешел под их контроль. «В связи с полным освобождением (северных) территорий, а также учитывая требования международного сообщества, НДОА решило в одностороннем порядке объявить о прекращении военных операций, начиная с полуночи четверга», – говорилось в заявлении группировки.
Последний крупный город на севере страны – Тимбукту, находящийся в 700 км от столицы Мали – перешел под контроль повстанцев в минувший понедельник, после чего туареги объявили о снятии с этих земель «оккупации со стороны Мали». «Теперь мы приступим к реализации задач по защите и обеспечению безопасности территории Азавада во имя счастья его народа», – приводило ВВС их заявление.
Добиться такого успеха сепаратистам удалось после случившегося в конце марта в стране военного переворота. 22 марта недовольные властями солдаты захватили здание государственных телекомпаний и президентский дворец в столице страны Бамако, арестовав нескольких министров, распустив правительство и объявив о приостановке действия конституции.
Косвенными виновниками бунта оказались те же туареги: гнев военнослужащих вызвала неспособность властей справиться с повстанцами на севере страны. Те, в свою очередь, заметно активизировались после того, как к ним присоединились многочисленные ливийские туареги, покинувшие свою страну после свержения и убийства лидера Джамахирии Муаммара Каддафи.
Последний активно поддерживал туарегов и, как утверждали представители Переходного национального совета, даже обсуждал с ними идею создания отдельного государства на юге страны в разгар противостояния с ливийскими повстанцами.
О взаимосвязи событий в Ливии и Мали накануне сказал и глава МИД России Сергей Лавров. «Те, кто злоупотребили мандатом СБ ООН, разбили армию Каддафи, попутно убили десятки мирных жителей, оставили в конце концов то, что нельзя назвать государственностью. Сейчас уничтожается государственность Мали, и, думаю, это еще не конец ливийской истории», – отмечал он.
#{smallinfographicleft=261984}Президент Института религии и политики Александр Игнатенко уверен, что Азавад может просуществовать «достаточно долго». «Не факт, что эти земли – малийские... Это земли туарегов, где они образовали свое государство. Вот в чем фокус. Если говорить другими словами, зародыш большого государства туарегов появился, и дальше оно будет формировать институты. Армия, кстати, у них есть. То есть оно будет превращаться в настоящее государство и распространяться на территорию Алжира, Ливии и других стран», – сказал Игнатенко газете ВЗГЛЯД.
При этом эксперт сомневается, что призыв туарегов поддержать их государственность найдет отклик. «Но с ними ничего нельзя сделать. Никто не будет воевать с использованием авиации, танков и всего остального. В этой пустыне, где туареги как у Христа за пазухой, они могут существовать бесконечное количество времени. Их никто не будет защищать, но и нападать никто не будет», – уверен Игнатенко, напомнив, что в Западной Сахаре около 50 лет существует Сахарская народно-демократическая республика.
Однако у Азавада судьба будет лучше, чем у Сахарской народно-демократической республики, полагает эксперт. По его словам, туареги хорошо вооружены и имеют опыт боев. «По моим данным, из Ливии после свержения Каддафи в Мали прибыло только одних боевиков 7 тысяч человек, не считая семей. Это очень большая армия, которая воюет у себя дома», – пояснил политолог.
«Сейчас дезинтеграция Мали – прямое средство дезинтеграции Ливии. Те туареги, которые служили у Каддафи, со своим оружием пошли вперед. А малийская армия – всего 8 тыс. человек», – соглашается бывший посол России в Тунисе и Ливии, директор по внешним связям Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Вениамин Попов.
По оценке эксперта, начинается долгосрочная игра и создается новый большой очаг напряженности. «Запад и исламские государства* Персидского Залива заинтересованы в том, чтобы иметь доступ к богатствам региона, прежде всего нефти. Мне кажется, что мы присутствуем при первом акте новой большой драмы, которая будет продолжаться. Впервые дезинтеграция Ливии дала туарегам возможность добиться таких крупных успехов. Они захватили половину Мали, а по территории это больше, чем Франция», – подытожил эксперт в разговоре с газетой ВЗГЛЯД.
Добавим, что в последние два десятилетия туареги, являющиеся кочевниками, неоднократно вели вооруженную борьбу с правительствами некоторых африканских стран, в частности Мали и Нигера, но в результате переговоров конфликты удавалось погасить.
Общая численность туарегов, проживающих в Мали, Алжире, Ливии, Марокко, Буркина-Фасо и Нигере, составляет около 5 млн человек.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ