Вооруженная оппозиция пытается устраивать провокации, чтобы сорвать перемирие в Сирии. Об этом заявил в среду глава МИД России Сергей Лавров по итогам переговоров со своим марроканским коллегой Саадэддином Аль-Османи.
Сирийский режим соврал миру, соврал своему народу, а сам Асад – самый большой заговорщик
«Немало тех, кто хотел бы, чтобы план Аннана не состоялся и чтобы можно было требовать задействовать другие варианты, под которыми имеются в виду прежде всего силовые. Я лично наблюдал, как многие мои коллеги буквально расстроились, когда узнали, что сирийское правительство согласилось с планом Аннана», – приводит слова министра «Интерфакс».
Лавров подчеркнул, что в западноевропейских и турецких СМИ появляется все больше свидетельств того, что вооруженная оппозиция пытается спровоцировать возобновление насилия, сорвать перемирие и тем самым получить повод «требовать «похорон» плана Аннана». «Нам сообщили, что в турецких газетах есть информация о том, что боевики так называемой Свободной сирийской армии злоупотребляют статусом лагерей беженцев на турецкой территории, осуществляют там подготовку набегов на сирийские блокпосты, и тем самым доказывают, чего они хотят добиться, в том числе, в эти последние дни, когда действует перемирие», – пояснил Лавров.
Возмущение главы российской дипломатии вызвал и тот факт, что оценку эффективности реализации «плана Аннана» пытаются приватизировать структуры, не имеющие на то права.
«Нас тревожат не прекращающиеся попытки приватизировать «план Аннана» и наделить функциями оценки его выполнения самосозданные структуры типа «группы друзей Сирии». Хочу со всей серьезностью подчеркнуть, что «план Аннана» одобрен в полном объеме Совбезом ООН, и лишь он обладает полномочиями оценивать выполнение этого плана. Призываю генсека ООН не затягивать больше внесение в Совет Безопасности конкретных предложений о параметрах миссии наблюдателей», – добавил он.
Напомним, план по преодолению кризиса в Сирии предусматривает выполнение правительством страны и оппозицией ряда обязательств, в частности, прекращение вооруженного насилия всеми сторонами, оказание гуманитарной помощи пострадавшим и начало политического диалога. Чтобы отследить выполнение пункта по прекращению огня, ранее в Сирию была направлена специальная группа наблюдателей ООН.
Причем ряд стран заранее выразили сомнение в эффективности реализации плана, а США с самого начала стали обвинять Дамаск в нарушении его пунктов. «Сирийский режим соврал миру, соврал своему народу, а сам Асад – самый большой заговорщик. Слова ничего не значат, важны только действия», – повторила в среду постоянный представитель США при ООН Сьюзан Райс, подчеркнув, что в сирийских городах наблюдается эскалация конфликта.
На неэффективность уже направленной в страну миссии, общее число которой должно достигнуть 250 человек, накануне намекнул генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, заявивший, что в связи со сложностью ситуации в Сирии такого количества наблюдателей будет недостаточно. Он также сообщил, что намерен просить Евросоюз отправить свои самолеты и вертолеты для выполнения миссии наблюдения, сообщает Reuters.
Наблюдатели увидели в этих планах признаки готовящегося завуалированного иностранного вторжения. «Я думаю, что генеральный секретарь говорил лишь о том, что может понадобиться для успешного мониторинга. Действительно, Сирия – очень большая страна, и наблюдателям, для того чтобы эффективно выполнить свои задачи, нужно побывать во всех частях страны», – поспешил отвергнуть подозрения заместитель официального представителя госдепартамента США Марк Тонер.
В самом Дамаске, между тем, уже заявили, что считают 250 наблюдателей «достаточным, оправданным и логичным числом». Находящийся с визитом в Китае министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем при этом добавил, что власти страны готовы сами предоставить наблюдателям самолеты для поездок в различные районы страны.
На неспособность миссии как таковой добиться мира в Сирии указывают в среду аналитики CNN, проводя параллели между ситуацией в этой стране и гражданской войной в Боснии и Герцеговине в начале 90-х, когда прибывшие в страну наблюдатели не смогли предотвратить резню между боснийскими сербами и мусульманами. «К середине 1992 года более миллиона боснийцев оказались без крова, как и сирийцы сегодня. Несмотря на последующее расширение присутствия ООН в Боснии, миротворцы не имели мандата на силовое вмешательство в конфликт еще три года, вплоть до резни в Сребренице», – отмечает телеканал.