Авторы поправок, предложенных в КоАП, – это единоросс Александр Сидякин, а также депутаты от фракции «Справедливая Россия» Михаил Старшинов и Игорь Зотов, который недавно вышел из этой партии, но остается членом ее думской фракции. Авторы не скрывают, что инициатива связана, в том числе, и с субботними протестами в Астрахани, передает ИТАР-ТАСС.
В частности, думцы предлагают увеличить с 5 тысяч до 100 тысяч рублей максимальный штраф за административные правонарушения. За «нарушение установленного порядка организации собрания, демонстрации, шествия или пикетирования» планируется штрафовать организаторов на 10–100 тысяч рублей и участников – на 1–10 тысяч рублей.
С другой стороны, за «воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством РФ, либо за принуждение к участию в них» планируется установить штрафы для граждан в 10–100 тысяч рублей, для должностных лиц – в 50–200 тысяч рублей.
«Под щелчки фотокамер»
Наконец, предлагается «ввести обязательные работы как новый вид административного наказания». В случае принятия инициативы они могут быть назначены на 20–200 часов с отбыванием не свыше 4 часов в день. Напомним, что такие работы, как карательная мера, есть и в Уголовном кодексе – только на срок от 60 до 480 часов.
«События последнего времени показали, что некоторые организаторы и участники политических акций протеста специально делают все, чтобы их задержали под звуки щелчков фотокамер за несанкционированные действия, покатали в автозаке, подержали в спецприемнике», – заявил Сидякин.
«Я предлагаю вместо арестов наказывать нарушителей внушительными штрафами и обязательными работами на благо общества. Вот тогда не будет ложных иллюзий относительно псевдогероизма задержанных полицией, которые подают крайне плохой пример подрастающему поколению», – полагает он.
«А то, что произошло в Астрахани, когда неуправляемая толпа якобы участников встречи с депутатами Госдумы начала несанкционированное шествие, наводят на мысли, что и здесь необходимо поработать над совершенствованием законодательства», – отметил парламентарий, пообещав «также заняться этим в самое ближайшее время».
Соавтор поправок Старшинов отметил, что митинги вызывают «неудобство для жителей крупных городов – эти перекрытия движения, отряды ОМОНа и так далее». «Более того, мне, например, совершенно не хочется, чтобы посреди Москвы жили какие-нибудь оппозиционеры в палатках. Почему эти люди не хотят уважать мнение большинства?» – задал он риторический вопрос.
Что касается возможной критики со стороны правозащитников, в том числе западноевропейских, то Старшинов напомнил, что «законодательство многих стран Евросоюза в этой сфере гораздо жестче». «Еще не факт, что штрафы до 100 тысяч рублей за нарушение порядка организации митинга кого-то остановят», – полагает он.
«Людей могут свинтить»
Лидеры радикальной оппозиции уже объявили, что готовы использовать для пиара и новые преследования со стороны властей. «Давайте представим такую историю – приговорен я к общественным работам. На работы я не пойду. Явится полиция, меня будут куда-то вести, и все это выльется в грандиозный скандал и конфликт. И пусть выльется. Это даже внесет оживление в нашу общественную жизнь», – цитирует лидера незарегистрированной партии «Другая Россия», писателя Эдуарда Лимонова «Интерфакс».
Директор Института политики и государственного права Виталий Иванов заявил газете ВЗГЛЯД, что идущих на неразрешенный митинг штрафами сильно не испугаешь, поэтому, в первую очередь, нужно решать вопрос правоприменения.
«Вся эта история с зимними митингами продемонстрировала, что правоприменение у нас сильно варьируется от настроений власти и ее договоренностей с оппозицией, – пояснил Иванов. – За одно и то же людей могут свинтить, отвести в каталажку, потом доставить к мировому судье, а могут спокойно им попустить».
При этом, по его словам, правоприменение варьируется от региона к региону. «Есть регионы, где никому в голову даже не придет выйти на улицу и против чего-то протестовать. Там без всяких штрафов люди прекрасно знают, что они «огребут», причем конкретно», – сказал Иванов.
«А есть регионы, где выходят, орут, пакостят, и на это смотрят как на само собой разумеющееся», – добавил он, приведя в пример Новосибирскую область. «Там оппозиция очень непуганая, я бы даже сказал, наглая. Именно потому, что к ней такое отношение», – объяснил политолог.
Иванов отметил, что и у бывшего губернатора Калининградской области Георгия Бооса в свое время царил очень либеральный порядок. «Он, собственно, за это потом и поплатился, когда целая толпа вышла. Это и стало началом его конца», – заявил политолог.
Высокий штраф, по мнению политолога, – это неплохо, но он сомневается, что судьи реально будут назначать высокие штрафы. Это будет происходить «из-за демократии и из-за наших граждан, которые переживают по поводу выборов». «Тогда какой смысл все это увеличивать?» – задал Иванов риторический вопрос.
«Если выходят на улицы – надо разгонять, наказывать, штрафовать, сажать под арест. Сейчас достаточно инструментов, надо уметь правильно, регулярно и единообразно пользоваться тем, что есть. А с этим, к сожалению, проблемы», – пояснил Иванов.
Что касается обязательных работ, то Иванов заявил, что «это немного экзотическое наказание будет анекдотом». «К рядовым митингующим это применять вроде бы чересчур. А к организаторам – сложно представить, – пояснил он. – Вы можете себе представить, чтобы какого-нибудь Вову Рыжкова заставили улицы мести или чтобы Алексея Навального заставили отмывать памятник в Астрахани, который он вроде как изгадил?»
«Мне не хватает фантазии представить, что им это будут навешивать, хотя, честно признаюсь, стоило бы. Начиная от Сергея Удальцова и Навального и заканчивая Борисом Немцовым. Пару раз поотмывали бы после себя, глядишь – ума бы прибавилось», – подытожил Иванов.