Дмитрий Медведев выступил в пятницу на научно-практической конференции Российского совета по международным делам «Евроатлантическое сообщество безопасности: миф или реальность».
«Как-то с удивлением обнаружил, что мы с президентом Обамой разговаривали по техническим проблемам (СНВ) больше часа по телефону, – сказал Медведев. – Это, наверное, беспрецедентная ситуация, когда два руководителя государств обсуждают абсолютно технические параметры, находясь в прямом диалоге». «Но ровно поэтому мы и договорились», – цитирует президента ИТАР-ТАСС.
Кто-то хочет сделать демократической страной Сирию, кому-то хочется разделаться с ядерной программой Ирана, но за всем этим просматриваются ущербная логика и психология войны
«Если бы мы отдали обсуждение этих вопросов кому-то другому, то, скорее всего, мы бы никакой договор не подписали, – уверен глава российского государства. – Потому что эксперты всегда найдут повод для того, чтобы не договориться». «Так и надо действовать, – подчеркнул Медведев. – Кстати, и по ПРО».
«Мы готовы воспринимать любые аргументы, – добавил президент. – Мы готовы думать и над центрами, и над обменом информацией, и над другими мерами по укреплению доверия».
Участниками конференции стали более 200 ученых, представителей Минобороны и МИД России, Кремля, а также чиновники и дипломаты, занимающие или занимавшие ранее ключевые посты в области внешней политики и безопасности в Евросоюзе и США. В частности, в дискуссии приняли участие генеральный секретарь Совета Европы Торбьерн Ягланд, бывший верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана и экс-глава Минобороны США Уильям Перри.
Напомним, что в понедельник состоится последняя встреча Дмитрия Медведева и Барака Обамы в ранге президентов. Она пройдет в Сеуле в рамках «ядерного саммита» нескольких десятков государств.
#{smallinfographicleft=419292}«А не за бокалом вина»
Медведев настаивает, что гарантии ненаправленности ПРО против России должны быть зафиксированы на бумаге. «Главное, мы должны услышать одну простую вещь, услышать и получить ее закрепление: уважаемые друзья из России, противоракетная оборона не направлена против РФ, – сказал Медведев. – И это должно быть зафиксировано, но не в дружеской беседе за чашкой чая или бокалом вина, а в документе».
«Для нас принципиально важны надежные и опирающиеся на военно-технические и географические критерии гарантии ненаправленности развертывания системы ПРО в отношении российских сил ядерного сдерживания, – подчеркнул ранее Медведев. – Эти силы и сама система должны соответствовать заявленной цели – противодействовать ракетным угрозам, которые могли бы исходить из-за пределов Европы, подчеркиваю, из-за пределов Европы».
Медведев заметил, что ему «так никто и не объяснил, почему мы должны верить, что новая система европейской ПРО не направлена против нас». «Наоборот, нам все время говорят: это как раз для вас, пользуйтесь этой системой. Как пользоваться-то?» – подчеркнул глава государства. По мнению Медведева, «это взлом ядерного паритета в той или иной ситуации».
Вместе с тем он выразил надежду, что предстоящий саммит в Сеуле будет способствовать укреплению взаимодействия по всем вопросам ядерной безопасности.
По утверждению Медведева, Москва готова рассматривать альтернативные идеи международной безопасности, но их пока никто не выдвигает. «Мы никогда не зашорены и не считаем, что наши идеи – самые лучшие, а все остальное обсуждаться не может. Нет, конечно, но этих идей нет, во всяком случае, мы их не слышим», – сказал Медведев.
Представители же НАТО, по его словам, отстаивают только свою позицию. «Мы часто слышим, что есть НАТО, есть Евроатлантический альянс, и этого достаточно. Те, кто в НАТО не участвуют, очень часто воспринимаются как враги, как международные лузеры. Это плохо», – подчеркнул глава государства.
«Ущербная логика»
Медведев не обошел и тему двойных стандартов в сфере прав человека, которые применяются странами Запада, что дискредитирует саму идею демократии. «Как в этом плане можно воспринимать мантры отдельных государств, которые считают себя главными проводниками демократии, если, скажем, в ливийском, а сейчас и в сирийском сюжете в качестве примера для демократического развития выбираются государства, внутриполитическая жизнь которых регулируется совсем другими нормами?» – задал риторический вопрос Медведев.
Он отметил, что при этом для выполнения определенных внешнеполитических задач нередко в качестве инструмента используется манипулирование мнением общественности. По его убеждению, примеры Сирии или Ирана в этом плане показательны.
«Кто-то хочет поскорее сделать современной демократической страной Сирию, кому-то хочется побыстрее разделаться с ядерной программой Ирана. Да, нас тоже очень тревожат многие процессы, в том числе и эти вопросы. Но за всем, что происходит, часто просматриваются ущербная логика и психология войны», – заявил президент.
Что касается евроатлантической безопасности, вопрос о которой был вынесен в название конференции, то Медведев назвал ее мифом. «Но этот миф должен стать реальностью. И мы все в этом можем поучаствовать», – сказал глава государства, передает «Интерфакс».
По его словам, «Россия, безусловно, добивается построения Евроатлантического сообщества безопасности, где все должны чувствовать себя комфортно и быть одинаково защищенными».
Медведев подчеркнул, что Россия не намерена занимать выжидательную позицию, «а намерена действовать». «Обеспечение безопасности не происходит само собой. Эта задача требует труда и самоотдачи всех государств региона», – заявил глава государства.
«Во взаимоотношениях с НАТО нам пора избавляться от того, что мешает полноценному партнерству, от фантомов прошлого, от инстинктов недоверия, которые есть, конечно, с каждой стороны. И это тоже очевидно», – заявил Медведев.