Республиканская партия и Минюст заключили мировое соглашение, партия будет зарегистрирована, сообщила в пятницу сопредседатель партии Валентина Мельникова.
Все чиновники уже в короткой перспективе начнут понимать, что с российским гражданским обществом шутить не стоит
Как заявила сама Мельникова газете ВЗГЛЯД, важное значение в возвращении регистрации имело соответствующее решение ЕСПЧ, но «главную роль сыграла наша настойчивость». «Мало кто решался пройти все судебные инстанции в России и дойти до Страсбургского суда. Мы фактически создали новые условия для политической работы», – заявила Мельникова. Кроме того, она отметила и заслугу президента Дмитрия Медведева, с которым в прошлом месяце встречался лидер республиканцев Владимир Рыжков.
«Нам теперь предстоит выяснить, кто из членов партии будет с нами работать. Так как не все из них вошли в Партию народной свободы. Потом надо будет провести съезд, так как за 6 лет изменилось все. И теперь нам предстоит менять и программы, и, возможно, даже ее название», – отметила Мельникова. Она также предположила, что изменится и состав руководства партии. Однако кто из членов ПАРНАСа в него войдет, а кто нет, сказать пока затруднилась.
Как сообщает РИА «Новости», в пресс-службе Верховного суда подтвердили, что Минюст отозвал иск о ликвидации Республиканской партии. Лидер РПР Владимир Рыжков приветствовал решение Минюста. «Наконец-то победили здравый смысл и закон. И я уверен, что с осени мы уже начнем участие в выборах как Республиканская партия», – сказал Рыжков.
«Сговор с властью»
Как заявил газете ВЗГЛЯД глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Алексей Островский (ЛДПР), он очень рад тому, что во внутриполитической жизни России наступает такая эпоха, когда обращения к президенту страны влекут за собой конкретные и позитивные сдвиги.
«Это хороший пример взаимодействия власти с гражданским обществом. Эту практику нужно продолжить», – отметил депутат. При этом Островский уверен, что достигнутую договоренность никак нельзя считать примером «ручного управления» со стороны президента. «Я не вижу здесь элементов ручного управления, здесь скорее присутствует четкий сигнал чиновникам. В результате все чиновники уже в короткой перспективе начнут понимать, что с российским гражданским обществом шутить не стоит», – подчеркнул Островский.
Бывший коллега Рыжкова по радикальной оппозиции, писатель Эдуард Лимонов уже заявил, что пример республиканцев не дает ему надежд на восстановление и Национал-большевистской партии.
«Тут разные решения судов. НБП была запрещена, до этого мы были ликвидированы, но потом деятельность признали незаконной. Республиканскую партию просто ликвидировали, то есть объединение не могло участвовать в выборах и политической борьбе», – пояснил политик.
Мировое соглашение Минюста и РПР Лимонов осудил, назвав его результатом сговора сопредседателя РПР Рыжкова и его коллеги по оппозиции Бориса Немцова с властью.
«Я полагаю, обещанная регистрация была частью сговора с властью Немцова и Рыжкова. Они увели людей с площади Революции на Болотную, а Минюст, со своей стороны, отозвал иск. Доказательств нет, но вывод напрашивается сам собой. Вызывает крайнее недоумение то, что при жесткой антиправительственной риторике сопредседателей РПР власть идет на такой шаг», – добавил Лимонов.
«Скелет сохранился»
Эксперты разошлись в оценке перспектив партии на федеральных выборах. Политолог Валерий Хомяков отметил, что «скелет, в принципе, восстановить можно, то есть в наиболее значимых регионах можно найти человека, который займется партийным строительством».
«Дальше на этот скелет нужно будет наращивать мясо – в лице обычных граждан, создавать местные ячейки, на районном уровне. Здесь будут проблемы. Но я думаю, они тоже, в общем-то, разрешимы», – сказал Хомяков.
По его мнению, партия уже сможет участвовать в региональных выборах осенью, «и по результатам будет видно, насколько эта партия состоятельная либо несостоятельная». Хомяков не исключает, что партия может со временем даже пройти в Госдуму. Политолог Дмитрий Орлов, напротив, считает, что преодолеть 5-процентный барьер и пройти в парламент в 2016 году Республиканской партии не удастся. Орлов в свою очередь отметил, что в решении Минюста, помимо фактора Страсбургского суда, сыграла роль еще и общая либерализации подходов к политическому процессу. Как он отметил, РПР – это только «первая ласточка на этом поле, а их будет много, и между ними будет большая конкуренция».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, весной 2007 года Верховный суд ликвидировал РПР, ссылаясь на недостаток ее численности. В апреле прошлого года ЕСПЧ признал этот роспуск незаконным. 23 января этого года Рыжков обратился в Верховный суд, который на основании решения ЕСПЧ отменил решение о ликвидации и направил материалы на новое рассмотрение.