С самого утра депутаты фракции Блока Юлии Тимошенко заблокировали трибуну и президиум, вывесив плакат «Юле – свободу!» Парламентское большинство решило на этот раз, вопреки обыкновению, не драться за трибуну, а тихо уйти, и оппозиционеры на радостях принялись попросту шкодить. В частности, они установили на оставшемся в зале ноутбуке вице-спикера, коммуниста Адама Мартынюка заставку с портретом Юлии Тимошенко.
Мы не будем устраивать драки на трибуне, чтобы разблокировать работу парламента. Мы на провокации не пойдем
«Оранжевые» требовали как можно быстрее рассмотреть постановление о выполнения Украиной резолюции ПАСЕ, содержащей призыв к освобождению «политических заключенных» – бывших членов правительства Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Кроме того, они потребовали снять с рассмотрения законопроект о реформе газотранспортной системы Украины (ГТС).
Кот за порог, мышь в пляс
После того, как правящее большинство около 11 утра покинуло здание Верховной рады, ее стены полностью захватила оппозиция. В кулуарах ее депутаты выступали со своими разоблачительными версиями того, что президент Виктор Янукович и его соратники задумали сделать с ГТС.
Например, зампред Верховной рады, один из лидеров партии «Батькивщина» Николай Томенко уверен, что власть собирается исподтишка сдать газотранспортную систему Украины. Он считает, что именно с этой целью в повестку дня в пятницу последним пунктом были включены правительственные поправки, нацеленные на реформу нефтегазового комплекса.
Законопроект, в частности, разрешает Кабинету министров самостоятельно проводить «реорганизацию (слияние, присоединение, разделение, выделение, превращение) государственных предприятий, дочерних предприятий Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины», которые осуществляют деятельность по транспортировке по магистральным и/или распределительным трубопроводам, хранению в подземных газоубежищах, и Национальной акционерной компании Нафтогаз».
Как известно, Верховная рада ранее конституционным большинством запретила приватизацию или передачу активов газотранспортной системы Украины. Это решение бывший премьер Тимошенко считала своим большим личным достижением. Теперь же, по убеждению Томенко, тот факт, что такой важный законопроект стоит в повестке дня в пятницу последним вопросом, можно трактовать как попытку создать условия для возможной реализации «русского проекта»
«Рискуем получить кучу лома»
Что же касается правящего большинства, то еще накануне лидер фракции Партии регионов в Верховной раде Александр Ефремов призвал рассмотреть законопроект об украинской ГТС, иначе вместо трубы «в конечном результате мы можем получить кучу никому не нужного металлолома».
По поводу того, разрешает ли приватизацию газотранспортной системы этот законопроект, Ефремов заметил: «Если вы рассматриваете IPO как один из вариантов приватизации, то да, тогда предусматривается». Однако, оговорился Ефремов, чтобы выйти на рынок IPO с тем законодательством, которое существует на Украине по ГТС, законопроекта недостаточно.
Тем временем, как сообщает ИТАР-ТАСС, сам Янукович по-прежнему надеется договориться с Россией о решении газовой проблемы. «Газовый вопрос является краеугольным камнем в двусторонних отношениях», – заявил он, выступая в Днепропетровске. Президент уверен, что «переговоры по газу приведут к компромиссному решению». В целом он оценил отношения между Украиной и Россией как «хорошие, партнерские, о чем свидетельствует уровень товарооборота, который повышается с каждым годом».
Вопреки этим словам, как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, Россия пригрозила расширить список украинских производителей, которым запрещено поставлять сыр. Об этом сообщил в пятницу руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.
А чуть ранее, в среду, как писала газета ВЗГЛЯД, глава Газпрома Алексей Миллер предупредил, что с вводом новых трубопроводов, в частности Южного потока, «транзитное значение Украины для экспорта российского газа будет равно нулю».
По мнению экспертов, на самом деле Янукович также не готов к компромиссу с Россией вокруг судьбы ГТС, как и его соперница Тимошенко. Все поведение Киева за последний год указывало на то, что украинская элита желает оставаться полностью независимой от Москвы и дорожит «трубой» как одним из гарантов своего суверенитета.
#{smallinfographicleft=266262}Напомним, в рамках газовых переговоров с Россией обсуждается возможность создания консорциума по управлению ГТС Украины. При этом ГТС власти оценивали уже как минимум дважды: в 2007 году – в $24,8 млрд, а в 2009 году –уже в $9,9 млрд. Кабинет министров 8 февраля решил вновь оценить ГТС, но на этот раз с помощью одного из крупнейших мировых аудиторов.
Проектом программы реформы предусмотрена инвентаризация активов компании и ее «дочек», в частности «Укртрансгаза», оператора газотранспортной системы.
Аудит важен для создания консорциума по управлению украинской ГТС, подтверждают эксперты. Ведь в ходе переговоров с «Газпромом» Киев, например, требует, чтобы его доля в консорциуме составляла 34%, а России и западноевропейских партнеров – по 33%. Москва же настаивает как минимум на 50% доли «Газпрома». Кроме того, в украинской печати сообщалось, что «Газпром» предложил купить украинскую ГТС за $4 млрд, однако получил решительный отказ.
«Подстава» для Запада
В любом случае, теперь правительство не сможет провести никаких поправок в законодательство о ГТС как минимум полмесяца. После сорванного заседания депутаты так и так разъехались по регионам. Во фракции правящей Партии регионов считают, что оппозиция намеренно сорвала последнее заседание в пятницу, чтобы подставить Киев под огонь критики ПАСЕ.
«Логика понятна. Нужно сделать все возможное, чтобы Украина не выполнила обязательства перед своими внешними партнерами. А затем обвинить, что власть не смогла эти обязательства выполнить», – пояснил действия коллег газете ВЗГЛЯД лидер фракции Александр Ефремов.
Ефремов в интервью газете ВЗГЛЯД назвал действия оппозиции «неумными, неоправданными», а также сообщил, что парламентское большинство было уже готово к «адекватным действиям», чтобы разблокировать работу Рады.
Но, видимо, воздержаться от «адекватных действий» в последний момент решил председатель парламента Владимир Литвин. «Мы не будем устраивать драки на трибуне, чтобы разблокировать работу парламента. Мы на провокации не пойдем», – объявил спикер.