Как заявил накануне лидер Либеральной партии, которая входит в правящую в парламенте коалицию, бывший и. о. президента республики Михай Гимпу, урегулирование приднестровского конфликта зашло в тупик. За 22 года Молдавии не смогли помочь «ни Европа, ни США, ни формат «5+2», говорит политик. «Все решает Российская Федерация», – объявил он, выступая в эфире радио «Свободная Европа*».
За 20 лет конфликта стороны сильно отдалились друг от друга. Если заморозить процесс урегулирования, как предлагает Гимпу, то между Тирасполем и Кишиневом вообще появится пропасть
Гимпу призвал подтвердить некое «официальное решение 1992 года» о том, что данная территория Республики Молдова «оккупирована РФ», и отныне развивать только правобережную часть Молдавии, «чтобы граждане хотя бы с этой стороны поняли, что значат демократические ценности».
Процесс урегулирования, по мнению политика, надо заморозить, причем принять такое решение надо как можно раньше – до того, как Молдавия заключит соглашение с Евросоюзом об ассоциированном членстве и зоне свободной торговли. Ведь «соглашение об ассоциации означает доступ к фондам», который появится в том числе и у Приднестровья, напомнил Гимпу.
Оба этих соглашения планируется подписать в следующем году. По мнению главы миссии ЕС в Молдавии Дирка Шубеля, документы могут быть подписаны и без участия приднестровской стороны.
«Это путь в никуда»
С такой постановкой вопроса категорически не согласен бывший министр реинтеграции, депутат парламента Молдавии от оппозиционной Партии коммунистов Василий Шова. «Это путь в никуда, – заявил депутат газете ВЗГЛЯД, – путь к разрушению молдавской государственности со всеми вытекающими отсюда последствиями».
«Гимпу ищет самый легкий путь, выражая мнение 10% населения. Мы должны найти консенсус среди политиков. И на основе этого консенсуса выработать модель урегулирования, которая устраивала бы и Кишинев, и Тирасполь», – считает парламентарий.
Со своей стороны политолог Игорь Боцан, исполнительный директор Ассоциации за демократию через участие (ADEPT), видит в предложении заморозить процесс рациональное зерно. С его точки зрения, сейчас необходимо направить все усилия на укрепление мер доверия между обоими берегами Днестра. Это приведет к более тесному сотрудничеству в социальных и коммерческих сферах.#{ussr}
«Затем сама собой появится необходимость урегулирования связей на законодательном уровне, создания общих структур, – говорит политолог. – И затем можно будет вернуться к переговорам».
Оборванный телефонный провод
Тирасполь предлагает Кишиневу реальные шаги по укреплению мер доверия, но молдавские власти не идут навстречу, утверждает приднестровский политический аналитик Григорий Воловой.
«Приднестровье, например, предлагало (и даже на какое-то время пошло на это) наладить вещание молдавских телеканалов в регионе и наоборот. Предлагало восстановить телефонную связь между берегами (она была прервана в 2003 году – прим. газеты ВЗГЛЯД). Да много чего предлагало, но Кишинев, который не выдвинул ни одного реального плана, не предпринимает никаких действий для реализации предложений», – сетует Воловой. Поэтому, считает он, «если в ближайшее время политическое урегулирование конфликта будет заморожено, то исключительно по вине молдавской стороны».
«За 20 лет конфликта стороны сильно отдалились друг от друга», – говорит председатель клуба деловых людей Приднестровья «Содружество» Виктор Иванес. В правобережной Молдавии и в Приднестровье выросли новые поколения, здесь появились собственные структуры власти, бизнеса.
«Если заморозить на неопределенное время процесс урегулирования, как предлагает господин Гимпу, то между Тирасполем и Кишиневом вообще появится пропасть. Возможно, это устраивает определенные политические силы, но не население. Мы делаем очень многое, чтобы связать бизнесменов с двух берегов Днестра, и заинтересованы в том, чтобы политики нашли точки соприкосновения», – заявил Иванес газете ВЗГЛЯД.
Кстати, у аналитиков слова Гимпу вызвали недоумение еще и по той причине, что никакого официального решения, обвиняющего Россию в «оккупации», за 1992 год они не припомнят. Возможно, Гимпу имел в виде не юридический акт властей, а лишь одно из заявлений тогдашних властей в Кишиневе.
Юрий Рошка, депутат парламента Молдавии в 1992 году, считавшийся в то время одним из главных «русофобских» политиков, во вторник заявил газете ВЗГЛЯД, что 18 июня 1992 года парламент Молдавии действительно принял постановление о мирном урегулировании конфликта вокруг Приднестровья и создании смешанной комиссии, однако слов об «оккупации» со стороны России в этом тексте он не помнит. Стоит отметить, что архива парламента Молдавии за 1992 год в электронном виде не существует, найти оригинал решения в оперативном порядке невозможно.
«Мышиный писк» и «лесная вошь»
Отметим, что переговорный процесс после шестилетнего перерыва возобновился год назад. Его активизации способствовала смена власти по обоим берегам Днестра: в Кишиневе на смену коммунистам появился Альянс за евроинтеграцию (АЕИ), в Тирасполе – новый президент непризнанной республики Евгений Шевчук. Возобновлению диалога способствовали личное общение Шевчука и премьер-министра Молдавии Владимира Филата. Последний раз они встречались в Кишиневе в конце сентября.
Впрочем, уже к середине ноября появились свидетельства, что переговоры действительно заходят в тупик. Посетивший Молдавию 16–17 ноября вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил газете «Коммерсант», что не видит перспектив урегулирования.
«Сейчас мы видим, что Приднестровье подвергается массированной психической атаке международных наблюдателей, организаций. Сюда часто приезжают делегации всевозможных добрых дядь с Запада, которые объясняют руководству Приднестровья, что надо кончать отношения с Россией и срочно присоединяться к молдавскому паровозу, который едет в сторону прекраснодушной Европы. Идет массированное воздействие вплоть до шантажа приднестровского руководства со стороны некоторых европейских эмиссаров», – подчеркнул политик.
«И в этой ситуации Россия видит для себя только одну потребность: поддерживать своих граждан здесь всеми возможными способами», – добавил российский вице-премьер.
Последний в этом году раунд переговоров в формате «5+2» состоялся в Дублине 28–30 ноября. По словам министра иностранных дел Приднестровья Нины Штански, он «приблизил всех участников переговоров к общему пониманию большинства существующих проблем». Следующий раунд намечен на февраль во Львове.
В то время как Кишинев по-прежнему говорит о евроинтеграции, последний соцопрос Института общественной политики, проведенный в первой половине ноября, показал, что более половины населения выступают, напротив, за присоединение к Таможенному союзу. В числе приверженцев этой идеи и башкан (глава) преимущественно русскоязычной Гагаузской автономии Михаил Формузал.
Комментируя призывы Формузала о необходимости сближения с Востоком, Гимпу во вторник обозвал лидера Гагаузии «вошью в лесу». Впрочем, и сам Формузал ранее сравнил выступления бывшего и. о. президента с «мышиным писком». Он заметил, что, когда глава либералов говорит о Гагаузии, «головной мозг Михая Гимпу отключается и начинает работать только спинной мозг». «У нас стало модно говорить от имени народа, но очень часто это абсолютно не совпадает с мнением самого народа», – заметил Формузал.
Напомним, что Формузал еще в начале сентября призвал Кишинев примкнуть к Таможенному союзу, который год назад создали Россия, Белоруссия и Казахстан. В интервью газете ВЗГЛЯД Формузал заявил тогда: «Мы видим больше преимуществ на Востоке». А в минувшую субботу, как сообщила газета ВЗГЛЯД, Народное собрание Гагаузии (НСГ) назначило на 3 февраля референдум о вступлении автономии в Таможенный союз.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента