В понедельник впервые после выборов президент Владимир Путин провел встречу со своими доверенными лицами, помогавшими ему в президентской кампании. Он предложил отныне проводить эти встречи дважды в год, а для повседневной работы встроить их в деятельность Общероссийского народного фронта (ОНФ).
Говорят, что Мавзолей не соответствует традициям. Почему? Посмотрите мощи в Киево-Печерской лавре, других монастырях
«Мне бы чего хотелось? Мне бы хотелось сохранить этот большой коллектив, чтобы была возможность пару раз в году встречаться», – заявил Путин, отметив, что предложения и идеи доверенных лиц он старался учесть в своих статьях о планах по развитию России, изданных во время предвыборной кампании.
Президент поддержал идею создания постоянно действующего гражданского форума. Однако он не считает, что в нем должны активно участвовать его доверенные лица. «У нас особые отношения», – сказал глава государства, уточнив, что между ними установилось полное доверие.
«Никто не хочет революций, а хочет перемен»
Доверенное лицо Путина на выборах – гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, который как раз и поднял тему снижения протестной активности и создания гражданского форума, уже после встречи сообщил в интервью газете ВЗГЛЯД, что президент согласился с ним в том, что «политический протест ослаб в силу того, что власть предложила повестку вовлечения различных сил в политический процесс».
«При этом власть начала диалог о целях развития. Фактически президент меня в этом поддержал. Путин отметил, что протест имеет ситуативный характер. Он перечислил меры, которые власть предприняла в контексте расширения возможностей для политического участия», – сказал Орлов газете ВЗГЛЯД.
Что касается идеи гражданского форума, то Орлов выразил надежду, что она получит свое развитие. «Тем более я предпринял некоторые аппаратные шаги в этом направлении», – добавил политолог.
Как заявил на встрече Путин, Россия должна занять свое место в современной геополитической системе на условиях защиты своих национальных интересов, но сопоставляя их с интересами зарубежных партнеров.
Президент считает, что поиск инструментов и использование штампов для того, чтобы извне нажать на Россию, постепенно уходят в прошлое. В качестве примеров таких штампов он привел следующие: «Россия еще не целиком вышла из коммунистического прошлого», «демократия не такая», «выборы не такие». «Все ставится под сомнение. А если мы нелегитимны, то какое право мы имеем там что-то говорить об условиях внешней политики. Что может сказать о музыке Чайковского человек без прописки? Вот логика!» – отметил Путин.
Что касается падения в стране протестной активности, то Путин выразил сомнение в том, что спад вызван неким «закручиванием гаек». Он напомнил, что наибольшего накала акции достигли перед выборами в Госдуму. «Ваш покорный слуга, ваш доверитель, по мнению самых жестких критиков, все-таки выиграл в первом туре, там спор идет по поводу количества процентов, но никто не сомневается, что выиграл в первом туре», – сказал Путин.
Глава государства также высказал убеждение в том, что в стране «никто не хочет революций, а хочет перемен». «Каждый человек имеет право высказывать на законных основаниях свою позицию и бороться за нее. Но революции никто не хочет», – подчеркнул глава государства. Он напомнил, что в некоторых странах проходят так называемые «революционные события», это приводит к потрясениям.
«Говорят, что Мавзолей не соответствует традициям»
«Разрушение полное экономики и социальной сферы происходит, гибель каждый день людей на улицах. Никто этого не хочет, и подавляющее число граждан страны к этому относятся даже с тревогой, насколько я себе представляю. А я часто езжу по стране, я чувствую людей», – заявил Путин.
Путин не согласился с утверждениями о том, что Мавзолей Ленина не имеет связи с российскими историческими и религиозными традициями. «После развала Советского Союза ничего взамен не получилось. Даже коммунистическая идеология вышла из постулатов религии, в частности даже Кодекс строителей коммунизма, – сказал Путин. – Говорят, что Мавзолей не соответствует традициям. Почему? Посмотрите мощи в Киево-Печерской лавре, других монастырях. Вы можете их смотреть».
Вместе с тем президент добавил: «Конечно, нам надо вернуться к корням, но, безусловно, на соответствующем уровне». Комментируя критику в адрес телевидения, Путин отметил, что «каналы должны бороться не только за повышение рейтинга, что повышает стоимость минуты рекламы, но и заниматься воспитанием».
Глава государства назвал необходимым проводить патриотическое воспитание, и участие в этой работе могли бы, по его мнению, принимать и телеканалы. Глава государства призвал вернуться к самым истокам. «Ведь даже коммунистическая идеология базируется на основных постулатах из основных религий», – убежден Путин.
Идея уральского полпреда
Также Путин призвал возродить звание «Герой труда». Однако, уверен он, «должны быть критерии – ясные и понятные». По мнению президента, это звание должно присваиваться «не просто за количество проработанных лет, а за результат». При этом глава государства предупредил, что «нельзя делать полную кальку» с аналогичного звания времен СССР. «Считайте, решение принято», – резюмировал Путин. Напомним, первым идею возродить такое звание летом высказал его полпред в Уральском федеральном округе Игорь Холманских. Согласно недавно обнародованному опросу ВЦИОМ, более 60% россиян поддержали идею возродить звание «Герой труда».
При этом Путин ответил шуткой на благодарность летчика-испытателя Героя России Магомеда Талбоева за отставку министра обороны Анатолия Сердюкова. Он описал существовавшую при нем ситуацию строчкой из песни: «Четвертые сутки пылают станицы». «Пора было прекратить», – с улыбкой заметил президент.
Путин добавил, что в борьбе с коррупцией «посадки (в тюрьму) должны быть обязательно». «Вопрос не в жестокости наказания, а в его неотвратимости», – подчеркнул президент, добавив, что последние антикоррупционные дела – «это не кампания, а долгосрочная политика».
«Сгоряча что не скажешь»
На вопрос «Где посадки?» президент признался, что использовал данное слово сгоряча. «Сгоряча что не скажешь, но мы все раздражены тем, что у нас происходит», – пояснил он.
Путин заверил, что власть будет «последовательно проводить курс на искоренение коррупции». По его оценке, задача «в целом решаемая». Однако президент призвал «бороться с коррупцией не только в высших эшелонах власти, в Министерстве обороны».
«Нам нужно не забывать, что происходит в социальных сферах: образовании, здравоохранении, – добавил он. – Мы должны быть жесткими и последовательными, но должны действовать в рамках закона». По его словам, «только выносить решение судов, потому что мы уверены, что человек совершил преступление, но не смогли набрать доказательств, – нельзя. «Иначе мы скатимся в 1937 год», – цитирует президента «Интерфакс».
Комментируя назначение министром обороны Сергея Шойгу, Путин выразил уверенность в том, что тот достойно справится с задачей реформы Вооруженных сил.
Говоря об отрицательном влиянии знаменитого 400-го приказа министра обороны о премиях для офицеров, Путин отметил, что когда соответствующее решение принималось, то предполагалось значительное повышение выплат тем военнослужащим, которые находятся «на основных направлениях развития обороноспособности страны».
«Но то, что он сейчас привел к извращениям, позволяет откаты на разных уровнях, – это плохо, и нужно эту проблему принципиально решить», – подчеркнул президент.
Кроме этого, глава государства пообещал рассмотреть прошение о помиловании лейтенанта Сергея Аракчеева, который был в 2003 году обвинен в убийстве нескольких жителей Чечни. На встрече с главой государства одна из его доверенных лиц рассказала Путину о деле Аракчеева, который «два раза был оправдан судом присяжных, но находится в местах лишения свободы». Его убедили написать прошение о помиловании, которое сейчас направлено в Кремль. «Услышал. Обязательно обращу на это внимание», – пообещал Путин.
В конце встречи Путин заявил, что намерен учесть в послании Федеральному собранию поднятые вопросы. Ранее было объявлено, что президент обратится с посланием в среду, 12 декабря. «Все, о чем мы тут говорили, я обязательно использую в нем», – сказал он.