Согласно опубликованным накануне итогам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), с точки зрения рядовых россиян степень коррумпированности общества остается высокой (75%). Более всего подвержен коррупции, на их взгляд, муниципальный уровень власти.
Обеспокоенность коррупцией возникает в тех случаях, когда люди информированы о фактах коррупции
Правда, ситуация улучшается: если в 2007 году широко распространенным явлением в своем населенном пункте коррупцию считали 60%, то сейчас на это указывают лишь 53% опрошенных. Высоким уровень коррупции в месте своего проживания склонны считать как москвичи и петербуржцы (77%), так и жители малых городов (79%).
Наиболее коррумпированной сферой слывут в целом по стране именно местные власти (36% против 26% в 2007 году). ГИБДД, занимавшая первое место в этом рейтинге прежде, сейчас подвергается упрекам чуть реже (32% в 2012-м, а в 2007-м было 33%).
Наиболее подверженными взяточничеству признаются полиция в целом (в 2007-м было 24%, сейчас 26%) и федеральная власть, причем ее обвиняют теперь значительно чаще, чем прежде (рост с 12% в 2007 году до 26% в этом году).
Респонденты также отмечают резкий рост коррумпированности судебной системы (с 13% в 2007-м до 21% в этом). Почти не изменилась репутация медицины (в 2007-м было 16%, в 2010-м – 17%) и образования (было 15%, а стало 13%), зато ухудшилось реноме крупного бизнеса (14% против 10% в 2007 году).
Наименее коррумпированными признаются парламент, армия, в том числе военкоматы (по 7%, было 11%), шоу-бизнес (было 8%, стало 4%), партии, сфера торговли (было 2%, стало 3%), пресса (был 1%, стало 2%).
Опрос ВЦИОМ проводился 24–25 ноября в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России (1600 человек).
Руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Степан Львов уверен, что полученные результаты говорят об эффективности властей в борьбе с коррупцией. «Обеспокоенность коррупцией возникает в тех случаях, когда люди информированы о фактах коррупции, в том числе раскрытиях таких фактов, о привлечении тех или иных коррупционеров к ответственности», – сказал Львов газете ВЗГЛЯД.
По словам эксперта, антикоррупционная кампания, даже если она успешна, не позволяет людям считать уровень коррупции низким. «Чем больше раскрывается проблем, тем больше будет представлений о том, что коррупции много», – указал эксперт, напомнив, что в 2008 году, когда была запущена антикоррупционная кампания, вопрос стал острее, а до этого «проблема не была такой актуальной в глазах общества».
Львов пояснил, что антикоррупционная кампания, по сути, повышает обеспокоенность граждан. «Она будет обострять такое восприятие», – прогнозирует эксперт.
Напомним, в последние несколько недель разразилось сразу несколько коррупционных скандалов, в которых оказались замешаны бывшие и даже действующие руководители Минобороны, Минсельхоза и Минэкономики, а также компании «Российские космические системы».
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко согласен, что целый ряд мер, принятых властями за последнее время, работают на снижение коррупции, особенно на низовом уровне.
Например, такими мерами стали появление камер для фиксирования нарушений правил дорожного движения и запрет сотрудникам ГИБДД «коварно прятаться в кустах и вылавливать водителей».
«Я считаю, что это реальная антикоррупционная мера, которая серьезно снизила масштаб коррупции в стране. Я даже не помню, когда встречался по этому поводу с сотрудником ГИБДД. Несколько раз мне приходили штрафы за превышение скорости. Я их плачу. Но это лучше, чем если я еду на важное мероприятие, меня останавливает сотрудник ГИБДД, долго выписывая штраф, намекая, что неплохо было бы заплатить меньше и быстро поехать дальше», – рассказал Минченко газете ВЗГЛЯД.
Политолог также отметил упрощение процедуры выдачи всевозможных документов: прав, заграничных паспортов, справок.
«Эти процедуры сегодня значительно облегчены, и пропадает возможность для коррупционного заработка мелких чиновников. Недавно я ходил получать документ в налоговую и убедился, насколько это быстро и удобно. Я провел там 12 минут и получил документ, который заранее был подготовлен в электронном виде. На мой взгляд, в борьбе с низовой коррупцией Российская Федерация сегодня продвинулась достаточно серьезно», – отметил эксперт, удивившись, почему эти успехи в борьбе с коррупцией «никто не пиарит и не продвигает».
Что касается коррупции на более высоком уровне, то здесь, уверен Минченко, «возникают вопросы».
«С одной стороны, власть дает сигнал нереального ужесточения наказания за какие-то мелкие провинности, общественно не опасные. И в то же самое время мамонтовский фильм про Скрынник (экс-руководитель Минсельхоза Елена Скрынник) дает нам другой сигнал, что украдено 39 млрд рублей – я не обсуждаю, украла их Скрынник или нет, с этим надо еще серьезно разобраться. Тем не менее, нам говорят, что министр украл 39 млрд рублей. Где Скрынник? Спокойно отдыхает во Франции».
Минченко также приводит в пример экс-министра обороны Анатолия Сердюкова.
«Сейчас идет «тема», что он лично давал те или иные распоряжения. Сердюков ушел в отставку – и все: ни штрафа. А если ты на красный свет проедешь, с тебя возьмут 500 тысяч рублей. Если это какой-то дедушка, то это дороже, чем стоит его машина, и, возможно, столько, сколько стоит его квартира. С такой пропагандой куда мы собираемся двигаться? Я считаю, что надо думать не над отдельными сигналами, а их совокупностью, как все это в совокупности прочитывается», – подытожил Минченко.