Встреча Сергея Лаврова и Хиллари Клинтон в столице Камбоджи стала первой после президентских выборов в США.
«Дело решенное»
Мы все это проходили в Ираке и помним, как тяжело иракский народ заплатил за то, что произошло
В первую очередь российский министр иностранных дел сообщил своей американской коллеге о последствиях одобрения Конгрессом США так называемого «закона Магнитского», вводящего санкции в отношении российских чиновников.
Принятие документа, увязанного конгрессменами с отменой поправки Джексона – Вэника, ранее вызвало резкую критику со стороны Москвы. «Дело в Вашингтоне практически решенное. Хиллари Клинтон знает, что мы адекватно ответим», – вновь подтвердил во вторник Лавров позицию России.
Министр также сообщил, что со своей стороны Москва продолжит предпринимать усилия, направленные на возвращение в Россию осужденных в США Виктора Бута и Константина Ярошенко. «Во время беседы с госсекретарем США мы еще раз подтвердили американской стороне, что будем продолжать предпринимать усилия, направленные на возвращение в Россию Виктора Бута и Константина Ярошенко», – приводит его слова РИА «Новости».
Коснулись стороны и проблемы размещения американской ПРО в Европе. «Хиллари Клинтон сказала, что президент Обама настроен продолжать стараться искать компромиссные договоренности по ПРО», – заявил глава МИДа.
Напомним, во время одной из своих последних встреч с Дмитрием Медведевым Обама утверждал, что сможет стать «гибче» в этом вопросе в случае своего повторного избрания президентом США. Ставшее достоянием общественности это обещание тогда вызвало бурную критику со стороны противников американского лидера, обвинивших его в предательстве национальных интересов.
«Не услышал окончательного ответа»
Обсудили стороны и мировые проблемы. В частности, по словам Лаврова, Россия и США договорились «всячески поддерживать усилия Египта и других стран с целью добиться перемирия в секторе Газа». «Россия работает и с представителями Израиля, и с представителями ХАМАС, чтобы добиться перемирия. Поддерживаем арабские усилия и посылаем необходимые сигналы, в том числе в СБ ООН», – сказал Лавров.
По инициативе Москвы минувшей ночью Совбез собрался на заседание, на которое Россия вынесла свой проект резолюции по ближневосточному конфликту. Постпред России при ООН Виталий Чуркин сообщил, что документ состоит из трех частей. В нем содержатся призывы к немедленному прекращению насилия для установления режима прекращения огня. Россия также выражает поддержку всем международным и региональным усилиям по урегулированию ситуации мирным и политическим путем. В третьем пункте проекта резолюции есть призыв к возобновлению переговоров между израильтянами и палестинцами.
Впрочем, встреча закончилась безрезультатно, а российская сторона предложила голосовать по этому проекту во вторник.
Затруднился спрогнозировать дальнейшее развитие событий в этом конфликте и Лавров. Он лишь сообщил, что после его урегулирования Москва готова обсуждать с Вашингтоном встречу ближневосточного «квартета» на министерском уровне при участии ЛАГ.
Еще сложнее проходит диалог двух стран относительно Сирии. Глава российской дипломатии признал, что общей позиции по этому вопросу у России и США нет.
«Мы привержены Женевскому коммюнике, которое предполагает формирование переходного управляющего органа на основе договоренности между властью и оппозицией. Но для этого, конечно, оппозиция должна объединиться на платформе Женевского коммюнике», – цитирует Лаврова ИТАР-ТАСС.
Министр напомнил, что в Дохе часть оппозиции объединилась в коалицию, цели которой противоречат достигнутым в Женеве договоренностям. «В документе, принятом в Дохе, говорится, что оппозиция имеет своей главной целью свержение режима и фактически уничтожение всех государственных институтов. Мы все это проходили в Ираке и помним, как тяжело иракский народ заплатил за то, что произошло. В этих условиях я спросил у Хиллари Клинтон, как видится американцам движение вперед, но не услышал окончательного ответа. Мы договорились на эту тему продолжать разговаривать, потому что ситуация весьма и весьма напряженная», – пояснил глава МИД РФ.
Добавим, что накануне стало известно, что главы государств – членов ЕС признали Национальную коалицию сирийской оппозиции законным правительством этой страны. «ЕС считает их законными выразителями чаяний сирийского народа», – говорится в официальном коммюнике, опубликованном по итогам прошедшего в понедельник саммита.