После нескольких лет дебатов по этому поводу депутаты Европарламента во вторник большинством голосов приняли резолюцию, в которой призвали Европейский союз ввести визовые санкции в отношении российских чиновников, причастных к смерти в следственном изоляторе аудитора британского инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского.
Особенность Европарламента в том, что в нем представлено большое количество депутатов, которые не нашли места в национальных парламентах
«Совету ЕС необходимо составить общий список российских должностных лиц, ответственных за смерть Магнитского, а также последующее сокрытие данного преступления», – цитирует евродепутатов ИТАР-ТАСС.
«Въезд на территорию ЕС указанных чиновников должен быть запрещен, а их финансовые активы – заморожены», – заявили в Европарламенте.
Италия и Франция могут поддержать
Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра стратегических коммуникаций, сомневается в том, что руководство ЕС последует призыву Европарламента.
«Особенность Европарламента в том, что в нем представлено большое количество депутатов, которые не нашли места в национальных парламентах, – заявил Абзалов газете ВЗГЛЯД. – Разумеется, они стремятся продемонстрировать свою активность, поэтому Европарламент стал местом для их многочисленных политических инициатив. Как правило, до конца эти инициативы не доходят, но парламентариям удается поднять определенную информационную волну».
На фоне кризиса самой идеи ЕС нетрудно понять, что Европарламент стоит на шаткой позиции, напоминает эксперт. «В случае усиления кризиса европейцы откажутся и от Еврокомиссии, и от Европарламента, – считает Абзалов. – Этот ход – очередная попытка продемонстрировать, что по каким-то вопросам решения принимаются консолидированно. Поэтому какая-то единая позиция у европарламентариев может быть выработана».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в 2007 году инвестиционный фонд Hermitage посетили с обыском сотрудники Следственного комитета (СК) при МВД. В ходе обысков в офисе были изъяты печати и документы нескольких дочерних компаний фонда.
Затем, согласно версии руководителя фонда Уильяма Браудера, эти компании при странных обстоятельствах поменяли хозяев, во главе их стали непонятные криминальные элементы. Обновив руководство, компании подали в суд иск о возврате налогов на сумму 5,4 млрд рублей, который был в беспрецедентно короткие для подобных дел сроки удовлетворен.
Уильям Браудер, заявивший о хищении компаний у него и миллиардов из российского бюджета, был обвинен в уклонении от уплаты налогов и уехал из России.
Сотрудник компании Firestone Duncan Сергей Магнитский продолжил писать заявления о преступлениях, совершенных с участием следователей СК при МВД, но в итоге сам был привлечен к уголовной ответственности и в конце 2008 года оказался в СИЗО.
Дело в отношении него было доверено тем самым сотрудникам, которых он обвинял в хищении. Магнитского обвиняли в соучастии в уклонении от уплаты налогов. В тюрьме Магнитский жаловался, что с ним не проводят никаких следственных действий, но предлагают признать вину и выйти на особый порядок судебного разбирательства.
Он также неоднократно заявлял о том, что его здоровье ухудшается, но ходатайства о предоставлении ему медицинской помощи были отклонены. Правда, в день его смерти в СК МВД заявили, что он умер без жалоб.
Произошедшее в «Бутырке» вызвало огромный резонанс, о деле написали крупнейшие СМИ всего мира, а Дмитрий Медведев дал поручение разобраться.
По прошествии полутора лет после проверок летом этого года были предъявлены обвинения врачам СИЗО «Бутырка» Ларисе Литвиновой и Дмитрию Кратову, которые, по данным следствия, не оказали больному необходимую медицинскую помощь.
Резолюции неподвластны
Абзалов уверен, что власти ключевых стран ЕС не последуют резолюции Европарламента. «С одной стороны, существуют определенные структуры в Германии, которые вряд ли поддержат санкции», – сказал он. С другой стороны, по его предположению, Италия, Франция и ряд других стран могут сделать акцент на тему «черного списка». «То есть фактически произойдет раскол», – предрекает эксперт.
В целом, однако, подобного политического решения на общеевропейском уровне сторонникам идеи «списка Магнитского» добиться будет крайне сложно, уверен Абзалов. Традиционно считалось, что при экономической интеграции политическая сфера остается в прерогативе интересов государств. И если это политическое решение будет принято, например, Еврокомиссией, то это фактически будет означать нарушение действующей в ЕС системы суверенитета. Понятно, что Евросоюз не захочет «заходить» на эту территорию, уверен Абзалов.
«Но то, что Европарламент и определенные депутаты пытаются таким образом укрепить свои позиции, – это очевидно. И с политологической точки зрения это очень правильный ход», – подытожил он.