Россия владеет Курилами без имеющегося на то «юридического основания». Об этом заявил новый министр иностранных дел Японии Коитиро Гэмба, таким образом подтвердивший неизменность позиции Токио по территориальному спору с Москвой.
Внести какие-то изменения сложно, если не невозможно
«Они (Южные Курилы – прим. ВЗГЛЯД) заняты и управляются в форме, которая не имеет юридических оснований. Я не смогу принять то, что неприемлемо, и буду это четко говорить», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Вместе с тем глава японской дипломатии, в отличие от ряда своих предшественников, пока воздерживается от резких высказываний по этой теме, традиционно вызывающих раздражение России.
Новое правительство было сформировано в стране после добровольной отставки прежнего премьера Наото Кана и прихода ему на смену Есихико Ноды, возглавившего как правящую Демократическую партию, так и кабинет министров.
Получив бразды правления, новый глава правительства среди своих приоритетов назвал в том числе и поддержание хороших отношений с Россией. «Я приложу все силы для создания дружественных отношений не только с Китаем, но и с Южной Кореей, Россией и другими соседями», – сказал Нода.
Впрочем, главным стратегическим партнером по-прежнему останутся США. «Углубление и развитие этих отношений – залог мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе», – подчеркнул он.
Эксперты и ранее предупреждали, что со сменой власти не стоит ожидать изменения японской позиции в отношении Курил.
«Япония не откажется от своих территориальных претензий просто потому, что эта позиция складывалась десятилетиями. Внести какие-то изменения сложно, если не невозможно», – прогнозировал в интервью газете ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко.
Напомним, Япония претендует на четыре острова в южной части Курильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Москва, однако, настаивает на том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.
Наиболее громкий дипломатический конфликт вокруг Курил разгорелся между двумя государствами после посещения островов в ноябре прошлого года президентом Дмитрием Медведевым. Тогда премьер Японии Наото Кан назвал эту поездку «непозволительной грубостью» и даже на несколько дней отозвал из Москвы японского посла.
Москва в ответ заявила, что суверенитет РФ в отношении Курил не подлежит пересмотру, а президент России будет совершать рабочие поездки независимо от реакции Токио.
В конце августа два государства вновь подняли тему Курил после того, как российские пограничники спасли японского туриста у берегов островов. В российском МИДе посчитали, что Токио пытался политизировать эту тему, воспользовавшись ей для того, чтобы вновь усомниться в принадлежности «северных территорий».
«Не можем не выразить недоумение относительно того, что нынешнюю сугубо гуманитарную тему, связанную со спасением российскими пограничниками оказавшегося в беде гражданина Японии, в Токио попытались использовать в политических целях, поспешив публично озвучить «требование о скорейшем освобождении» Кейсуке Куриямы со ссылкой на необоснованные японские претензии на южные Курильские острова», – возмущались на Смоленской площади.