С конца августа по конец сентября Тихоокеанский флот (ТОФ) проводит активную фазу учений в Японском и Охотском морях, а также в северо-западной части Тихого океана. Всего в учениях были задействованы более 50 кораблей и судов обеспечения, десятки самолетов и вертолетов и около 10 тыс. военнослужащих.
Некоторые не смогли дойти до Камчатки и по пути сломались. Те, которые дошли, недавно были в ремонтах
Основными задачами учений стали отработка методов борьбы с пиратами и террористами и предотвращение нападений на транспортные и рыболовецкие суда. Напомним, что в обязанности кораблей ТОФ входит в последние годы и охота на сомалийских пиратов.
Судя по официальным отчетам пресс-службы ТОФ, в целом моряки с задачами успешно справлялись, многомесячные тренировки экипажей не прошли даром.
Однако наблюдавший за учениями камчатский журналист Игорь Кравчук написал в Интернете о том, как на его глазах провалился один из этапов учений – стрельбы, проходившие 17 сентября в Авачинской бухте. По словам Кравчука, в качестве мишени на расстояние 200 километров в море была отбуксирована плавказарма – ПКЗ-35.
«Ее должны были потопить массовым пуском крылатых ракет с наземных комплексов, подводных лодок и надводных кораблей. Но ни одна ракета до цели не долетела, а атомная подводная лодка вообще оконфузилась, т. к. три ракеты, приготовленные для успешного поражения цели, подводники даже не смогли ввести в режим предстартовой подготовки. Такого позора ВМФ РФ давно не знал», – написал Кравчук, добавив, что это должно стать поводом для «снятия погон, отрыва лампасов».
По его словам, «ракеты не долетали и раньше», «но такого конфуза давно не было». «Крылатая ракета из комплекса «Рубеж» вылетела из пусковой со странным хрюкающим звуком в 21.40. И из нее посыпались болты, гайки, заклепки. Журналистов отвели подальше от позиций на тот случай, если ракета рванет на старте. Ведь ракеты – полное старье. Тем не менее она улетела, и военные говорят, что эта ракета, чуть не распавшаяся на запчасти в полете, потопила ближнюю мишень (списанный корабль), которая была в 90 километрах от берега», – рассказал журналист.
Он добавил, что по плавказарме на расстоянии 200 километров «не попала ни одна ракета комплекса «Утес» (все комплексы разработаны в 60–70-е годы)». «Где они падали, неизвестно. За плавмишенью наблюдали из самолета Ил-38, но потом летчики доложили, что из-за темноты они уже не видят, потоплена ли мишень. А разве не могли увидеть по радарам? Оказывается – не могли. То ли РЛС сломаны, то ли нет специалистов, кто мог бы сидеть за пультом радаров. И только в воскресенье, 18 сентября, буксиры нашли в океане мишень целой и невредимой и притащили ее 19 сентября в Авачинскую бухту. Значит, все ракеты промазали», – написал Кравчук.
Говоря о задействованных в учении кораблях, Кравчук отмечает, что «многие с трудом оторвали свои корпуса от пирсов т. к. их днища густо обросли ракушками от долгого стояния на привязи». «Некоторые не смогли дойти до Камчатки и по пути сломались. Те, которые дошли, недавно были в ремонтах. Среди них гордо выделялся своим названием ракетный крейсер «Варяг», – отметил он.
Накануне пресс-служба ТОФ сообщила, что после завершения крупномасштабных двухсторонних учений Восточного военного округа гвардейский ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг» от берегов Камчатки вышел в дальний поход, а в конце прошлой недели крейсер участвовал в эпизоде ведения боя против условного противника. Как сообщает «ФедералПресс» со ссылкой на пресс-службу ТОФ, «руководство учений в целом положительно оценило проведение стрельб».
По словам же Кравчука, «Варяг» «два раза пальнул комплексом «Форт» (С-300)». «Одна ракета упала в воду, отлетев от корабля километра на два. Вторая ушла за горизонт, и поразила ли она хоть какую-то цель – тайна. По идее, она должна была самоликвидироваться, но взрыва никто не слышал».
В разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД сам Игорь Кравчук заявил, что произошедшее на учениях можно применить к «военно-воздушным силам, войскам противовоздушной обороны, а также к состоянию гражданской авиации, речного флота».
#{weapon}«Россия пока еще во многом живет на том, что было построено в Советском Союзе. В частности, ВМФ России, что я наблюдаю на Камчатке, все надводные корабли, которые еще в боевом строю, – все были построены в СССР. Ресурс исчерпан, они морально устарели. Физически они поддерживаются оставшимися специалистами на судоремонтных верфях, экипажами», – рассказал Кравчук.
По его словам, в Петропавловске-Камчатском есть военно-морские офицеры, которые уходят на пенсию в рангах капитанов 2-го и 3-го рангов, но «не совершили ни одного дальнего похода». «Фактически вся служба проходит вроде бы на корабле, а корабль стоит у пирса на швартовых. Офицерам давно не выдавались знаки за дальний поход. Сейчас в дальние походы ходят только атомные подлодки. Из Владивостока, из приморских портов если корабли и ходят в дальний поход, то два года назад сподобились снарядить пару кораблей», – сообщил Кравчук.
Единственным, что было обновлено в последнее время, как заметил Кравчук, стало обмундирование. «Береты, ботинки – все новое. А вооружение – советское», – отметил он.
Журналист рассказал также, что за учениями, очевидно, следили американские или японские моряки. Об этом он узнал от российских военных, которые запеленговали чужую дизельную подлодку, «скорее всего, японскую». «А с восточного берега Камчатки запеленговали по шумам АПЛ, которая, вероятнее всего, американская», – сообщил Кравчук. «Ну и самолеты «Орион» летают. У них постоянное районное патрулирование вдоль границ. Но сейчас более активно летали и, я думаю, наблюдали за учениями», – предположил журналист.
Отметим, что за учениями наблюдала группа из примерно 30 московских журналистов, в числе которых была и корреспондент «Эха Москвы» Татьяна Фельгенгауэр. О впечатлениях от увиденного она рассказала в эфире, сообщив, в частности, что «береговая стрельба по морским целям» была запланирована ночью, поэтому телевизионщики не могли снять, как ракеты попадают в цель.
В своем блоге на сайте радиостанции Фельгенгауэр выложила фотографии с учений. На одной из них изображен БТР морпехов, который забуксовал на песчаном берегу. «Так как берег для морпехов был незнакомым, то техника иногда застревала», – отметила журналист.
Тот же эпизод описывает и Кравчук, назвавший происходящее «цирком», в котором «бравые морские пехотинцы высаживались на пляж и боевая техника (26 БТР-80, МТЛБВ, три самоходных парома на базе танка Т-64 и др.) позорно застревала в песке, многие восьмиколесные машины глохли еще на воде, некоторые не могли выехать на пляж и преодолеть небольшое возвышение», – пишет он.
Кравчук приводит свою версию, почему об учениях сообщалось лишь в позитивном ключе. «Замерзших корреспондентов, которые присутствовали в субботу, 17 сентября, на пусках ракет, накормили до отвала сытной ухой в штабной палатке и напоили 40-градусной поганкой для сугрева. Чтобы писали как надо. Только я вот там не был, уху не ел, поганку не жрал и пишу как не надо», – предположил он.
Один из читателей блога Татьяны Фельгенгауэр под ником santil отреагировал на статью Кравчука, назвав ее «панической». «И подобных статей неизмеримо больше, чем здравых рассуждений с толковыми предложениями. Вот где настоящая подлость по отношению к защитникам Родины – нытье и глумливые разоблачения», – написал он.
В Минобороны и Главном штабе ВМФ от комментариев для газеты ВЗГЛЯД отказались.