В канун начала учебного года президент России Дмитрий Медведев провел в Сочи заседание комиссии по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике. Речь шла в основном о проблемах образования. В итоге глава государства дал правительству несколько поручений, в том числе по стажировкам учителей школ за рубежом, привлечению к преподаванию в школах аспирантов и проведению модернизации сети педагогических вузов.
Потому что нет ничего хуже, чем если это все сведется к тупым запретам – не лазьте туда, не лазьте туда
Как передает ИТАР-ТАСС, Минобрнауки и региональным властям поручено сформировать кадровый резерв руководителей системы общего образования, «чтобы лихорадочно не искать тех, кто может стать директорами и завучами школ».
Также Медведев намерен предложить российским бизнесменам, чье состояние оценивается в сумму свыше миллиарда долларов, проводить в школах уроки «История жизненного успеха». Идею подал секретарь Общественной палаты академик Евгений Велихов. Глава государства уверен, что инициатива понравится директорам школ, поскольку это все «история жизненного успеха».
А уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов отметил, что при оснащении школ Интернетом так и не решена задача информационной безопасности. Согласно исследованию, подчеркнул он, сейчас 10 млн детей до 14 лет активно осваивают Интернет, но во многих регионах не приняты меры по тому, чтобы обезопасить детей физически от вредного контента, а также разъяснить им, как надо себя вести при общении в Сети.
«В связи с тем, что у нас давно стало хорошей традицией проводить 1 сентября различные тематические уроки, такие как мужества, права и т. д., мы выступили с инициативой завтра провести по всей стране в школах урок медиабезопасности», – сказал Астахов.
Президент идею одобрил. «Конечно, это важная тема – информационная безопасность школьников, тех людей, которые только в свою жизнь вступают. И необходимо, чтобы этому было уделено внимание», – сказал Медведев, но подчеркнул, что «это должно быть тонко, умно и в этом случае должна быть стопроцентная готовность педагога».
Медведев считает, что преподавание основ медиабезопасности не должно сводиться к «тупым запретам» в Интернете. «Тот, кто все-таки будет разъяснять каноны этой информационной безопасности, он должен быть подготовленный и умный. Потому что нет ничего хуже, чем если это все сведется к тупым запретам – не лазьте туда, не лазьте туда», – заявил президент. «Что делает в этом случае школьник? Что бы я сделал на месте школьника?» – спросил Медведев и тут же ответил: «Я бы только туда и полез».
Присутствовавший на совещании министр образования и науки Андрей Фурсенко доложил о готовности к 1 сентября всех школ, которые «в этом году готовы лучше, чем в прошлом». «Были сделаны замечания, но они будут устранены, и все школы в нормальном состоянии встретят новый учебный год», – приводит РИА «Новости» слова Фурсенко.
«Я правильно понимаю, что вы говорите, что все школы готовы?» – переспросил вдруг Медведев у Фурсенко. Министр ответил, что есть некоторые школы на Чукотке, которые начнут работать только с 1 октября. «Я говорю не о тех школах, где идет ремонт, а о тех, которые откроют свои двери 1 сентября. Они все готовы?» – еще раз спросил президент. «Да, они все откроются в нормальном состоянии», – отчеканил Фурсенко.
Министр перечислил достижения, которые стали возможны в основном благодаря президентской инициативе «Наша новая школа». Так, заметил он, выросло финансирование развития системы общего образования: «Если в 2006 году на эти цели из федерального бюджета было выделено 25 млрд, то в 2011 году только на реализацию программы развития общего образования уже направлено более 60 млрд (рублей)».
Анализируя качество подготовки школьников, министр отдельно остановился на проблеме подготовки в средних классах школы. «Рост качества и доступности образования отмечается везде. Но дело в том, что, по нашим оценкам, лучшее качество образования – у учеников начальных и старших школ», – сказал он. «В пятых–девятых классах прогресса практически нет, по результатам международных исследований, российские ученики пятых–девятых классов по основным позициям находятся в пятом десятке», – отметил министр.
Фурсенко объяснил это тем, что «на начальной ступени родители много занимаются с детьми, учат читать и писать, старшеклассники целенаправленно готовятся к экзаменам в вузы, а в средних классах результат учебы ни на что не влияет». По его словам, «в пятых–восьмых классах работают менее квалифицированные педагоги».
Фурсенко сообщил, что его министерство намерено изменить сложившуюся ситуацию и «ввести новые аттестационные механизмы, в том числе они будут включать достижения в кружках и секциях на всех этапах образования». «И все достижения в школе будут включаться в набор достижений ученика при его выпуске из школы», – добавил министр.
«При этом ЕГЭ останется важным, но лишь одним из измерителей качества образования как для школьников, так и для учителей», – сказал он.
Тогда Медведев поручил правительству до 1 февраля обеспечить при итоговой аттестации учащихся школ обязательный учет их достижений за весь период обучения. Сейчас в расчет берутся итоги лишь старших классов. Президент велел учитывать показатели предыдущих ступеней школьного образования.
В своем докладе Фурсенко не забыл упомянуть про зарплату учителей. Согласно его данным, «в начале 2000 года заработная плата составляла 1,5 тыс. рублей, в 2006 году, до начала нацпроекта – около 6 тыс. рублей». «А сегодня средняя заработная плата учителя составляет 15 тыс. рублей. Это рост быстрее, чем рост инфляции. Соответственно, увеличивается зарплата учителей, улучшаются условия в школах», – считает министр.
Он также напомнил, что осенью будет принят новый закон «Об образовании». «Я недавно встречался с лидерами партий, – прокомментировал это высказывание президент. – У них было большое количество замечаний, и они обратились ко мне с просьбой посмотреть еще раз на этот закон и еще раз его обсудить». «Так что отнеситесь к этому внимательнее», – напутствовал Медведев Фурсенко.