В четверг латвийский парламент избрал нового главу государства. Им стал бывший банкир Андрис Берзиньш. Латвия – парламентская республика, и главе государства отведены в основном лишь представительские функции. При этом президента выбирают из числа парламентариев. Основные рычаги исполнительной власти сосредоточены в руках премьер-министра.
Берзиньш прекрасно понимает важность для латвийской экономики нормальных и добрососедских отношений с Россией
Голосование было тайным. Как передает ИТАР-ТАСС, кандидатуру Берзиньша, с которым соперничал нынешний президент Валдис Затлерс, выдвинули пять депутатов от «Союза зеленых и крестьян». Чтобы стать главой государства на следующие четыре года, кандидату требовалась поддержка не менее чем 51 депутата из 100 – простого большинства.
Во время первого тура ни один из претендентов не заручился необходимым числом голосов. За Берзиньша проголосовали 50 депутатов, против – 48. Затлерса поддержали 43 депутата, против – 55. Поэтому был назначен второй тур, во время которого против Берзиньша проголосовали лишь 44 депутата, а поддержали 53, то есть необходимый перевес был достигнут. В голосовании участвовали 99 парламентариев из 100. Действительными признаны 97 бюллетеней.
По данным недавнего опроса, чуть более половины жителей Латвии – 51% – не хотели видеть Берзиньша на посту президента. Сам Берзиньш имеет большой опыт в политике, причем еще с советского времени, когда он был замминистра бытовых услуг в Латвийской ССР. В 90-е годы он ушел в сферу финансов, а в активную политику вернулся только после ухода на пенсию и в 2005 году выдвигался кандидатом на должность мэра Риги.
Берзиньш – миллионер и получает самую большую пенсию в стране – около 4 тыс. 900 латов (9 тыс. 800 долларов).
Срок полномочий проигравшего Затлерса, который был избран на этот пост в 2007 году, истекает 7 июля. До работы в политике он был хирургом и главой Рижской травматологической и ортопедической больницы и участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В четверг он стал первым в истории Латвии президентом, не переизбранным на второй срок. До него единственным президентом, проработавшим всего один срок, был Густав Земгалс, но он сам отказался переизбираться.
Комментируя итоги голосования, Затлерс в четверг заявил, что ожидал подобного итога, и назвал его «негативным сигналом» обществу. «Это позволило еще раз удостовериться в том, что у всего есть свои закономерности и что голосование по Шлесерсу не было случайностью», – сказал президент.
Недоволен остался не только Затлерс. Министр культуры Сармите Элерте назвала результат Берзиньша «победой олигархов». «Это делает еще более очевидным и острым вопрос, который задал народу Затлерс, инициировав роспуск Сейма. Вопрос: хотите ли вы, чтобы олигархи руководили латвийским государством и указывали, как нам жить? Если нация ответит «нет», этот Сейм в референдуме надо распустить», – заявила министр.
Ее поддержала экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, назвав итоги выборов «парой шагов назад в политической независимости от олигархов».
Сам Берзиньш пообещал не поддаваться влиянию олигархов. «Я чувствую себя как президент, избранный народными избранниками, – приводит слова Берзиньша DELFI. – Если кто-то воображает, что я пойду у кого-то на поводу, у какого-то олигарха или еще кого-то, то вы этого от меня не дождетесь».
Также новый лидер пообещал улучшить отношения с восточными соседями: Россией и Белоруссией. Он пообещал публично выступать исключительно на латышском языке в тех случаях, когда он обязан это делать. Но оговорился, что другие языки, в том числе и русский, будет использовать для достижения в разговоре «максимального эффекта», например в эфире российских телеканалов.
Член парламентской фракции «За права человека в Латвии» Борис Цилевич заявил газете ВЗГЛЯД, что его коллеги по депутатской группе «в целом довольны результатом».
«Не дошло дело до нового выдвижения кандидатов в президенты. Поскольку сейчас, когда вопрос о роспуске Сейма практически решен и июльский референдум (призыв президента к роспуску парламента должны одобрить граждане) – чистая формальность, то в предвыборной истерии принятие взвешенного решения было маловероятным», – сказал Цилевич, добавив, что в случае провала голосования могли бы появиться «гораздо более худшие» кандидаты.
Что касается жестких заявлений Элерте, то Цилевич называл ее тезисы «заклинаниями правящей коалиционной партии» в условиях нестабильной экономической ситуации, напомнив, что то же самое говорили четыре года назад про победу Затлерса, который сейчас стал «символом борьбы с олигархами и коррупцией».
Говоря о репутации избранного президента, Цилевич напомнил, что тот всю жизнь проработал в сфере народного хозяйства и придерживается прагматичных взглядов, в том числе в отношении России и русского меньшинства в Латвии.
«Берзиньшу не присущи националистические стереотипы. Такие проблемы, как поддержка и защита латвийского языка, он воспринимает очень серьезно. Но никакой ненависти к русским с его стороны я не замечал. Берзиньш прекрасно понимает важность для латвийской экономики нормальных и добрососедских отношений с Россией», – отметил Цилевич.
Попытка оттянуть конец
Цилевич также пояснил, что после решения Затлерса о роспуске Сейма в стране действительно заговорили о возможности переноса президентских выборов. Но большинство юристов быстро сошлись во мнении, что до тех пор, пока правоспособность Сейма не ограничена, он должен делать все, что предписывает ему закон, в том числе и выбрать президента. Референдум по роспуску парламента назначен на 23 июля, если бы депутатам не удалось выбрать президента до этой даты, то могла бы сложиться необычная ситуация. Полномочия Затлерса заканчиваются 7 июня, и не появись избранного президента, его функции выполнял бы спикер парламента.
«Но было бы странно, если бы президентские полномочия выполнял спикер распущенного парламента. Поэтому я не думаю, что кто-то всерьез рассматривал возможность переноса даты президентских выборов. Другое дело, что некоторые партии, видя, что они не могут получить большинства для своих кандидатов, работали на то, чтобы в первом туре не был избран ни один из кандидатов, чтобы отложить этот вопрос. Количество выборов не ограничено. В 1999 году было четыре круга выдвижения кандидатов», – напомнил Цилевич.
Перед самыми выборами Затлерс инициировал роспуск парламента, который, по его словам, в последнее время работал «в атмосфере лжи». Последней каплей для президента стало недавнее решение Сейма отказать бюро по борьбе с коррупцией обыскать дом подозреваемого в коррупции парламентария Айнарса Шлесерса. Вдобавок Затлерс обвинил Сейм в «торговле должностями», от чего «интересы отдельных лиц ставятся выше интересов государства».
По мнению наблюдателей, Затлерс выступил с подобной инициативой не случайно. Это была его последняя попытка склонить симпатии избирателей и депутатов в свою пользу. В мае, согласно соцопросам, его переизбрание поддерживали только 27,3%.