58-летний американский пастор-евангелист Терри Джонс, лидер религиозной организации «Центр мировой поддержки «Голубь» небольшого городка Гейнсвилл штата Флорида, который 20 марта демонстративно сжег Коран, анонсировал новую антиисламскую акцию – на этот раз у стен крупнейшей мечети США, расположенной в городе Дирборн в штате Мичиган, предупредил телеканал SkyNews.
События в Кандагаре только подтверждают радикальные элементы ислама
Акция должна пройти 22 апреля. Что конкретно Джонс намерен делать, неизвестно: о своих намерениях пастор пока умалчивает. Тем не менее, по неподтвержденным данным, он намерен вновь публично предать Коран огню.
Выступая в своей церкви в Гейнсвилле, Джонс заявил: «Нашей целью является наилучшим образом проинформировать население о радикальных элементах ислама».
«Убийство людей – это просто кощунственно. Однако оно может являться еще одним доказательством радикальных элементов исламской религии», – добавил пастор.
Напомним, пастор Джонс сжег экземпляр Корана 20 марта в одной из церквей во Флориде в присутствии примерно 50 человек. В ответ волна массовых манифестаций прокатилась по Афганистану, в котором до сих пор находятся американские войска, причем протесты случились как на юге, где традиционно сильны фундаменталистские настроения, так и на севере, где до сих пор талибы не пользовались большой популярностью. В пятницу в городе Мазари-Шариф, административном центре северной афганской провинции Балх, группа фанатиков напали на представительство ООН. В результате нападения семь сотрудников организации и четверо манифестантов были убиты, примерно 30 человек получили ранения.
В субботу в ходе беспорядков в Кандагаре, прошедших в знак протеста против акции Джонса, погибли 12 человек, многие получили ранения. Здесь попытку штурма комплекса зданий ООН и администрации предприняли более двух тысяч жителей города.
Среди убитых во время нападения в Мазари-Шарифе оказалась и женщина – первая норвежка – 52-летний офицер ВВС Сири Скаре. Женщина летала на самолетах: «Орионах» и «Геркулесах». После окончания службы она работала в разных международных организациях. К работе в качестве советницы миротворческой миссии в Афганистане приступила не далее как в августе.
Сам Джонс в произошедшем не считает себя виновным. Он заявил, что «события в Кандагаре только подтверждают радикальные элементы ислама».
По его мнению, «просветительскую» акцию во Флориде радикально настроенные элементы в Афганистане использовали лишь как повод для насилия. При этом пастор признал, что публичное сожжение Библии или национального флага США он бы сам воспринял как оскорбление.
Американцы в подавляющем большинстве крайне негативно оценивают действия провинциала-пастора, который провоцирует межрелигиозное противостояние, вызывая в исламских странах массовые протесты и вспышки насилия, жертвами которых становятся невинные люди, передает Reuters.
Свое отношение выразил и глава американского государства Барак Обама. «Надругательство над любым священным текстом, включая Коран, является актом крайней нетерпимости и фанатизма. Однако нападения и убийства невинных людей как ответ на это возмутительны и представляют собой прямой вызов человеческой благопристойности и достоинству», – говорится в заявлении президента США.
Джонс уже не первый раз сжигает Коран. Так, в начале сентября скандал разгорелся впервые, когда священник прилюдно пообещал сжечь более 200 экземпляров Корана 11 сентября, на девятую годовщину теракта в Нью-Йорке. Своим поступком священник хотел «разоблачить ислам» и показать миру, что мусульманство – «жесткая и репрессивная религия».
После заявления, как сам Джонс рассказал позднее, самому пастору и его сторонникам, которых, по его словам, много, поступило огромное количество звонков с угрозами. Тем не менее священник заявил, что эти угрозы только подкрепляют его идею о жестокости мусульманской религии. Более того, он рассказал, что всегда носит с собой оружие – пистолет, который он готов применить при необходимости.
Свою обеспокоенность выразили и американские государственные деятели. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон резко осудила намерения Джонса и назвала акцию «безответственным и позорным актом». «Я воодушевлена недвусмысленным осуждением этого безответственного, позорного поступка со стороны американских религиозных лидеров всех вероисповеданий: от христиан-евангелистов до раввинов, – а также светских лидеров. Наша приверженность к религиозной терпимости восходит к тем временам, когда зарождалась наша нация», – заявила она.
Тем не менее по конституции США запретить подобные акции нельзя. По этому поводу высказался мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг: «Я защищаю право Терри Джонса на проведение пикета, но нахожу это странным и опасным. Это очень неприятно, думаю, что пастор не хотел бы, чтобы кто-нибудь сжег книгу, которую он сам считает священной. Тем не менее первая поправка конституции США действует на абсолютно всех, и мы не можем ссылаться на первую поправку только в тех случаях, когда нам это удобно».
Первая поправка к конституции США, напомним, является частью Билля о правах. Она гарантирует, что конгресс США не будет поддерживать какую-либо религию либо утверждать государственную религию, запрещать свободное вероисповедание, посягать на свободу слова, посягать на свободу прессы, ограничивать свободу собраний, ограничивать право народа обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.
Хотя сам Джонс в тот раз все же отказался от своих планов под давлением общественности, у него нашлись сторонники в одном из соседних городов Флориды, которые 11 сентября все же совершили публичное сожжение Корана. В ответ по афганским городам также прокатилась волна массовых беспорядков, которая также привела к человеческим жертвам, правда, лишь среди самих манифестантов.
Тем временем беспорядки вспыхнули в воскресенье еще в одном афганском городе – Джелалабаде, административном центре провинции Нангархар, убиты по меньшей мере 20 человек, десятки ранены, сообщил источник в силовых структурах.