Исторический съезд компартии Кубы проходил с 16 апреля – он стал первым за последние 14 лет и всего шестым со времени кубинской революции. Это событие обещает стать поворотным моментом в истории Острова свободы, если у идеологов реформ хватит сил противостоять консервативному крылу партии.
В случае краха режима на остров вернутся ребята из Майами (кубинская эмиграция), и тогда многие потеряют и жилье
На съезде с программной речью выступил второй секретарь компартии Рауль Кастро, на которого старший брат Фидель возложил пост председателя госсовета Кубы, когда в 2008 году отошел от дел из-за ухудшения здоровья. В двухчасовой речи Рауль откровенно говорил об ошибках своего брата, революции и всего кубинского руководства, которые привели страну «к краю пропасти», передает РИА «Новости». Теперь, по словам Кастро-младшего, пришло время исправлять эти ошибки.
Во вторник же прозвучало и признание самого 84-летнего Фиделя о том, что он не планирует возвращаться к руководству страной, в частности, он покидает и ЦК партии. Таким образом, ответственность за страну он целиком возлагает на своего младшего брата.
Если верить происходящему на съезде, Гавана намерена развернуть Кубу в сторону смешанной экономики, с расширением частного сектора, большими экономическими свободами для всех кубинцев. Это будет некая смесь из реформ вьетнамского и китайского образцов. При сохранении руководящей роли партии и государства в экономике. Причем Кастро пообещал, что накопления крупных капиталов власти не допустят.
Всего было подготовлено более 300 разного рода нововведений, но в политической сфере Рауль пообещал лишь ограничить максимальный срок замещения политических и государственных должностей двумя пятилетними сроками. По его словам, это стало «возможным и необходимым» в сегодняшних условиях, отличающихся от первых десятилетий революции, когда она подвергалась постоянным угрозам и агрессиям. Напомним, что братья Кастро находятся у власти уже более 52 лет.
Большинство инициатив направлено на продвижение экономических реформ. Сегодня на Кубе средняя зарплата составляет примерно $20 в месяц. При этом почти треть бюджета страны уходит на льготы – медобслуживание, образование, продукты, товары, транспорт, перекачивание части бюджета через дотации промышленным предприятиям и т.д. Рауль объявил, что Гавана начнет сокращать государственные субсидии промышленным предприятиям, отменит карточную систему распределения продуктов и товаров, расширит мелкий частный сектор.
Одна только отмена продовольственных карточек станет подлинно революционной переменой. Карточная система, по словам Рауля Кастро, доказала свою пользу, предоставляя доступ гражданам к основным продуктам питания, однако теперь стала «неподъемным грузом для экономики». В будущем власти Кубы планируют оказывать точечную поддержку нуждающимся.
Если отмена карточек кубинцев не на шутку пугает, то другую инициативу они встречают с воодушевлением. Председатель госсовета пообещал, что в ближайшее время кубинцы смогут свободно продавать и покупать недвижимость. До этого кубинцы могли только передавать по наследству свои квартиры детям и осуществлять равноценный обмен. Также граждане Кубы смогут без ограничений приобретать новые автомобили (пока такое право государство предоставляет только за особые заслуги).
«В стадии подготовки находятся юридические нормы, связанные с куплей-продажей жилья и автомобилей», – заявил Рауль Кастро, добавив, что идет работа и над нормативными актами о предоставлении банковских кредитов лицам, занятым в частном секторе экономики. Вместе с тем Кастро пообещал сохранить бесплатное образование и здравоохранение.
По оценкам кубинских экономистов, в результате сокращения субсидирования без работы останется минимум 1 млн человек. Для острова с населением 11,5 млн это очень существенная потеря занятости. Вся надежда на то, что увольняемых втянет в себя расширяющийся сектор мелкого и среднего частного предпринимательства. Рауль сказал, что начиная с октября прошлого года, когда он впервые заговорил об экономических реформах, около 200 тыс. человек зарегистрировались в качестве сотрудников собственных предприятий. Сейчас свой бизнес есть у 300 тыс. кубинцев (около 2,5% населения острова). К 2015 году это число должно вырасти до 2,5 млн человек.
Сам Рауль отводит на первый этап реформ пять лет. Впрочем, несмотря на все либеральные изменения, которые, как ожидается, произойдут на острове в эти годы, основы режима останутся незыблемы. Не случайно в своей речи Рауль Кастро подчеркнул, что социализм на Кубе нерушим, и пообещал не проводить на острове «шоковую терапию».
Заместитель директора Института Латинской Америки РАН, доктор политических наук, профессор Владимир Сударев полагает, что причиной кубинских реформ стало критическое, если не сказать катастрофическое, положение экономики Кубы.
Как пояснил эксперт в интервью газете ВЗГЛЯД, на острове сложилась тупиковая экономическая ситуация с огромным внешним долгом, неразвитыми внешнеэкономическими связями и, самое главное, с голодающим населением. При этом система карточного обеспечения была сокращена до минимума и все равно не справлялась со своими задачами. Сударев считает, что основная задача анонсированных реформ состоит в том, чтобы максимально сохранить политическую монолитность общества и руководства, не допустив арабских сценариев. Хотя на Кубе, по его мнению, такие сценарии маловероятны.
«За годы изоляции у кубинцев сформировалась психология осажденных, и они не расположены раскачивать ситуацию внутри страны, – заметил Сударев в интервью газете ВЗГЛЯД. – К тому же, не стоит забывать, что в США действует закон о реституции, и кубинцы прекрасно понимают, что в случае краха режима на остров вернутся ребята из Майами (кубинская эмиграция), и тогда многие потеряют и жилье, и работу, и хоть какие-то социальные гарантии». Напомним, что американский закон о реституции позволяет рассматривать на территории США иски о возвращении собственности, несправедливо конфискованной в других странах.
По мнению политолога, проводя реформы, Рауль Кастро и его единомышленники столкнутся с рядом объективных проблем. Во-первых, 500 тысяч уволенных госслужащих будет очень непросто трудоустроить в частный бизнес, который находится в зачаточном состоянии. А во-вторых, консерваторы в окружении Рауля всерьез опасаются, что экономическая либерализация неминуемо приведет к либерализации политической и к потере власти.
С другой стороны, Сударев отмечает, что опыт ограниченных экономических реформ, которые Рауль пытался проводить в середине 90-х, показал, что позитивный эффект вполне возможен. «Кастро-младший – прагматик, он не настолько идеологизирован, как Фидель, и единственное, что может ему помешать, – это возраст, – считает наш собеседник. – Ему почти 80, его ближайшее окружение тоже на 8-м десятке, и если в ближайшие пять лет с ним что-то случится, на его место придут сторонники консервативной политики: «шаг вперед, шаг назад».
«Много будет зависеть от позиции крупных южноамериканских государств, таких как Бразилия, президент которой не так давно заявлял, что его страна готова накормить хоть миллиард человек, – считает политолог. – Президент Аргентины Кристина Кишнер, узнав, что США поставляют продовольствия на 700 млн долларов, удивилась, что ее страна с развитым агропромышленным комплексом поставляет в пять раз меньше». По мнению Сударева, позиция бизнес-сообщества этих государств может стать важнейшим фактором продвижения реформ. Если оно будет готово инвестировать в Кубу, то реформы значительно ускорятся.
Как ни странно, но, по мнению эксперта, именно такой давний противник Кубы, как Соединенные Штаты, может поспособствовать успеху реформ. На сегодня американские родственники кубинцев переводят на остров примерно 1,5 млрд долларов в год. США, по сути, – главный поставщик продовольствия и медикаментов на Кубу. Сударев уверен, что в США совершенно не заинтересованы, чтобы в 90 милях от их берегов вспыхнуло что-то североафриканское.
«В этом случае массовая эмиграция сметет Флориду, а администрация Обамы будет вынуждена вмешаться в ситуацию и, возможно, пойти на очередные непопулярные меры».