Москва раскритиковала озвученное днем ранее предложение Парижа подумать о возможности поставки ливийским мятежникам вооружения.
Мы все понимаем, как эта зараза может расползаться по региону, и не только по региону
С такой инициативой накануне выступил Париж. Как заметил министр иностранных дел Франции Ален Жюппе, принятые ранее Совбезом ООН санкции запрещают ввозить в эту страну вооружение, но, несмотря на это, вопрос может быть оговорен с партнерами по коалиции.
Позднее в таком же ключе высказался президент США Барак Обама. В частности, отвечая на вопрос, готов ли Вашингтон помочь повстанцам оружием, американский лидер заявил, что не исключает такой возможности. «Если бы мы хотели отправить в Ливию оружие, то могли бы сделать это. На данном этапе мы рассматривает все возможные варианты», – подчеркнул он.
В России подобные заявления восприняли с удивлением. Как заявил по итогам состоявшейся в среду встречи со своим австрийским коллегой глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, западная операция в Ливии была начата для защиты мирного населения, а не поддержки повстанцев тем или иным способом.
«Генеральный секретарь НАТО Расмуссен заявил, что операция в Ливии проводится для защиты населения, а не для его вооружения. Мы здесь с генсеком НАТО полностью согласны», – приводит слова министра «Интерфакс».
Москва и ранее обращала внимание на то, что декларации коалиции, направленной в Ливию с санкции Совбеза ООН, расходятся с ее действиями в этом государстве. «Мы видим сообщения СМИ и здесь, и в Европе, и в США о том, что официальные лица стран, которые участвуют в этой коалиции, делают заявления, которые, с одной стороны, подтверждают, что они преследуют лишь цель защиты гражданского населения, но с другой стороны поступают сообщения, и они никем не опровергаются, о нанесении авиацией коалиции ударов по колоннам войск Каддафи при поддержке вооруженных повстанцев. Мы считаем, что вмешательство коалиции во внутреннюю гражданскую войну, по сути дела, не санкционировано резолюцией Совбеза ООН»,– заявил в минувший понедельник глава МИДа.
Лавров также подчеркнул, что приоритетной задачей в Ливии является прекращение огня и незамедлительное начало переговоров. «Реформы назрели, но каким ливийскому государству быть, должны решать сами ливийцы. Мы озабочены силовым развитием обстановки вокруг Ливии», – добавил он.
Еще большую озабоченность России вызывает приходящая из Ливии информация о том, что в рядах повстанцев находятся террористы «Аль-Каиды*». «Поступают весьма тревожные сведения, что среди сил оппозиции вполне вероятно присутствие элементов «Аль-Каиды». Конечно же, это не может не тревожить. Мы все понимаем, как эта зараза может расползаться по региону, и не только по региону», – подчеркнул Лавров.
Минувшей ночью эти данные подтвердил Сенату США главнокомандующий силами НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис. По его словам, военные тщательно изучают состав повстанческих формирований в охваченном войной ближневосточном государстве и получают сигналы о потенциальном присутствии среди противников режима Каддафи террористов. «Однако на данный момент я не могу сказать, что (в оппозиции) есть ощутимое присутствие «Аль-Каиды» или другой террористической организации», – заявил генерал.
Параллельно с ним такие же данные обнародовал британский аналитический центр «Квиллиам». Согласно подготовленному экспертами докладу, гибель мирного ливийского населения в результате западных бомбардировок приведет к укреплению позиций «Аль-Каиды» в Ливии. «Разрушение системы государственного управления на большей части территории Ливии, а также продолжающиеся вооруженные столкновения во многих частях страны, несомненно, дают джихадистам и экстремистски настроенным исламистам возможность активизироваться в Ливии как никогда ранее», – считают эксперты центра.
Кроме того, свою причастность к «Аль-Каиде» уже официально подтвердил один из командиров мятежников Абдель Хаким эль-Хасиди.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ