В среду Госдума обсуждала проблему «внутрисемейных похищений», но в связи с законопроектами, которые уже были внесены ранее. Об уголовном наказании речь пока не шла – депутаты изучали поправки в Гражданско-процессуальный и Административный кодексы. По мнению главы комитета по уголовному, гражданскому и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, они лишь частично урегулировали споры между разводящимися супругами.
Мы предлагаем ввести презумпцию места жительства ребенка по месту жительства матери, если родители не состоят в браке
Напомним, что за последние два года общественное мнение было не раз взбудоражено «родительскими войнами» в семьях знаменитостей – например, между Кристиной Орбакайте и Русланом Байсаровым, миллиардером Виктором Батуриным и продюсером Яной Рудковской, между бывшими супругами Слуцкер.
В среду Госдума в первом чтении утвердила поправки, в соответствии с которыми, в частности, уже на время собственно судебного разбирательства между двумя родителями, подавшими на развод, только сам суд, а не супруги, будет определять, с кем из них будет проживать их общий ребенок. Ведь процесс может затянуться на годы, пояснили думцы, и все это время ребенок фактически будет скитаться между двумя враждующими сторонами.
«В этой ситуации каждый из родителей считает себя вправе воспитывать ребенка, общаться с ним, исполнять другие родительские обязанности. Однако в ситуации острого конфликта родителей нередки случаи, когда один из них намеренно скрывает от другого местонахождение ребенка, препятствует общению с ним второго родителя, других близких родственников и так далее. Все это наносит непоправимый вред психике и здоровью ребенка», – заявил один из авторов законопроекта Павел Крашенинников.
По данным его коллеги, главы комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной, в такой ситуации сейчас находятся до 10 млн российских детей, проживающих с одним из родителей.
«В год в России рассматривается 1 млн 300 тыс. семейно-правовых споров. Из них примерно половина – о расторжении брака. Примерно одна треть из этих споров касаются того, с кем проживать ребенку и как будет воспитываться ребенок при раздельном проживании. Мы требуем того, чтобы стороны предъявили письменное соглашение о том, как они собираются воспитывать детей, чтобы они не оставались фактически бомжами. Сегодня этот вопрос не урегулирован», – подчеркнула депутат.
По словам Мизулиной, с принятием закона суд будет обязан учесть не только пожелания родителей, но и рекомендации представителей органов опеки, а также факты нарушения прав ребенка одним из родителей. При этом мнение самого ребенка будет, как и прежде, учитываться только по достижении им 14-летнего возраста. До этого момента, напоминают депутаты, подросток не в состоянии принять взвешенное решение о его дальнейшей судьбе.
Мизулина считает, что нельзя допустить того, чтобы ребенок по суду был бы поручен матери или отцу, ранее уже похищавшим или скрывавшим ребенка от его родственников и второго родителя.
«Мы предлагаем ввести презумпцию места жительства ребенка по месту жительства матери, если родители не состоят в браке. В случае если мать отказывается от ребенка, пропадает, то в законе можно прописать, что в этом случае ребенок будет проживать с отцом», – заявила Мизулина.
Также депутаты впервые ввели административную ответственность для родителей, похищающих детей друг у друга. Изъятие ребенка у одного из родителей, его сокрытие или запрет на общение с родственниками будет наказываться штрафом от 2 до 3 тыс. рублей. Крашенинников сообщил газете ВЗГЛЯД, что намерен предложить и криминализировать это нарушение, то есть внести соответствующие поправки уже и в Уголовный кодекс.
«Ко второму чтению этого законопроекта мы планируем увеличить сумму штрафа до 5 тыс. рублей, а также ввести уголовную ответственность для тех родителей, которые неоднократно нарушают права ребенка на общение с близкими родственниками. Мы собираемся предоставить суду право наказывать таких родителей уголовным сроком, достигающим двух–трех лет тюрьмы», – сообщил газете ВЗГЛЯД Крашенинников.
Депутат заметил, что у суда остается право самому выбрать наказание – от условного до максимального, в зависимости от той травмы, которую нанесли родители своим детям.
«Если же говорить о сумме штрафа, то мы рассчитывали ее исходя не из отдельных возможностей «звездных родителей», для которых и 10 тыс. долларов не деньги, а из общефедеральной практики. Мы не можем ущемлять права родителей, даже если они нарушают закон. Ведь документ все же принимается не в угоду Кристине Орбакайте или кому-то еще», – подчеркивает депутат. Однако, признаются парламентарии, даже поправки в Уголовный кодекс не смогут повлиять на родителей-иностранцев, если те выкрадывают своих детей у российских супругов. Все эти вопросы должны регулироваться межгосударственными договорами. Но пока что ни с одной из «проблемных» стран – ни с Францией, ни с США, ни с Финляндией – такого рода документы не подписаны.