В воскресенье в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) пройдут президентские выборы. За этот пост борются действующий президент Игорь Смирнов, спикер парламента Анатолий Каминский, его предшественник Евгений Шевчук, председатель Компартии Олег Хоржан и лидер движения «ПРОРЫВ!» Дмитрий Соин. По мнению наблюдателей, шансы на победу есть лишь у первых трех кандидатов.
Граждане понимают: дойдут ли российские деньги до них или нет, зависит от того, кто победит на президентских выборах
Глава ЦИК республики Петр Денисенко сообщил в пятницу, что в списки для голосования внесены 401,993 тысячи человек. По его словам, ЦИК рассмотрел несколько жалоб, связанных с предвыборной агитацией.
«В основном это были претензии по поводу использования в рекламе политических деятелей других стран, которые не всегда подтверждали, что давали согласие на подобные «тандемы», – рассказал Денисенко, добавив, что никого наказывать не стали.
Говоря о «грязных технологиях», Денисенко назвал «попытки вмешательства в предвыборный процесс иностранных организаций, политических деятелей». «Они были направлены на дестабилизацию ситуации в республике. Они давали оценки, советовали нам, как жить», – подчеркнул Денисенко, отметив, что последней каплей стал вышедший в четверг в эфире одного из ведущих российских телеканалов сюжет об Игоре Смирнове, «что является наглым вмешательством во внутренние процессы суверенной республики».
За выборами будут наблюдать международные наблюдатели от 38 организаций, включая ООН, Евросоюз и Европарламент.
Москва не скрывала своего недовольства очередным выдвижением Смирнова, который остается первым и единственным главой ПМР на протяжении 20 лет, и сделала ставку на Каминского. Одновременно российские сыщики начали уголовное преследование сына Смирнова Олега, обвиненного в хищении гуманитарной помощи. Претензии также возникли к его супруге Марине, возглавляющей волгоградское отделение партии «Справедливая Россия».
В пятницу Смирнов-младший был обвинен также в присвоении чужого имущества. Так как он не являлся на допросы и, предположительно, находится на Кипре, в ближайшее время следователи намерены объявить его в международный розыск по линии Интерпола.
Таким образом, избирательная кампания в ПМР стала одной из самых напряженных с начала 90-х годов. Впервые здесь развернулась жесткая конкуренция. Более того, она проходит на фоне политического кризиса в Южной Осетии, где президентские выборы закончились длительной междоусобицей между сторонниками разных кандидатов.
Каким ожидается исход выборной гонки в ПМР и каковы перспективы приднестровского конфликта, газете ВЗГЛЯД рассказал Сергей Марков, действующий депутат Госдумы, директор Института политических исследований, ранее неоднократно посещавший Приднестровье.
ВЗГЛЯД: Сергей Александрович, как вы предполагаете, победит ли Смирнов опять?
Сергей Марков: Пока ничего сказать невозможно. Есть три кандидата – Каминский, Смирнов и Шевчук – и все они имеют примерно равные шансы на победу. Наиболее вероятный сценарий, что Смирнов пройдет во второй тур, но проиграет своему сопернику.
ВЗГЛЯД: Многие аналитики признают, что Смирнов удержал в республике крепкие позиции, несмотря на явное недовольство Москвы. Почему России не удалось существенно повлиять на ситуацию в республике, которая во многом от нее зависит?
С.М.: Пока трудно сказать, удалось ли повлиять. Москва реагирует на факт популярности Смирнова. Она уже повлияла в том смысле, что если бы Россия не заняла свою позицию, то никто бы не сомневался, что Смирнов победит в первом туре. Так что влияние произошло. Но удастся ли влиять дальше, обеспечить смену Смирнова – это вопрос пока открытый.
ВЗГЛЯД: Насколько успешно Смирнов контролирует силовые структуры, эффективно ли он использовал административный ресурс?
С.М.: Пока достаточно эффективно использовал. Его противников практически глушат по всем параметрам. Но чей удар будет решающим, еще не очень понятно.
ВЗГЛЯД: Что означает решение Москвы выделить в четверг, в самый канун выборов, гуманитарную помощь в еще 100 млн рублей Тирасполю? Причем уже в пятницу СК возбудил новое уголовное дело против Смирнова-младшего. Это может означать, что Россия не простит воровства российских денег самому клану Смирнова, однако по-прежнему готова помогать рядовым жителям республики?
С.М.: Без сомнения, именно это и означает. Россия не отворачивается от Приднестровья никоим образом. Россия – за граждан. В то же время граждане понимают: дойдут ли эти деньги до них или нет, зависит от того, кто победит на президентских выборах.
ВЗГЛЯД: Почему Смирнов накануне выборов впервые за много лет согласился возобновить диалог с Кишиневом? Могло ли это быть частью его негласной договоренности с Москвой?
С.М.: Я думаю, что Смирнов пытается почувствовать себя энергичным политиком, способным на новые вещи. Он мечется туда-сюда... Понятно, что впервые Игорь Смирнов оказывается перед угрозой уйти из власти. За эти годы он не представляет себя без нее. Его проблема, скорее, психологическая. Он настолько сросся с властью, что все его друзья и соратники говорят: «Игорь Николаевич, без вас никуда».
ВЗГЛЯД: Изменятся ли отношения Смирнова с Кишиневом после выборов?
С.М.: Это вряд ли. Сейчас, откровенно говоря, обсуждать с Кишиневом нечего. В Молдавии продолжается неопределенность, и на сегодня Кишинев остается недоговороспособным. Мы недавно проводили круглый стол в молдавской столице, и местные политики признались, что у них самих на руках нет концепции в отношении Приднестровья, и они не знают, что делать.