Европейский суд по правам человека в Страсбурге принял в производство иск Грузии против России, заявила в понедельник телекомпании «Рустави-2» первый заместитель министра юстиции Грузии Тина Бурджалиани. По ее словам, Грузия требует признать Россию виновной в нарушении нескольких статей европейских конвенций во время войны 2008 года и после нее, в «период оккупации Абхазии и Южной Осетии».
В западной политике стало гораздо больше «оперативки», не зря это совпадает с нашими выборами
«Мы представим все доказательства, а также свидетелей», – сказала она. Пока неясно, когда начнется сам процесс, на котором должны будут выступить и представители России.
В ЕСПЧ этой жалобой Грузии занялись в сентябре. Обратилась же Грузия в ЕСПЧ 12 августа 2008 года, в последний день конфликта вокруг Южной Осетии. Потом трижды дополняла жалобу: в феврале 2009 года, в марте прошлого и в июне этого. В иске Тбилиси обвинил Москву в «посягательствах российских войск на жизнь и имущество гражданского населения грузинских регионов» Абхазии и Южной Осетии.
В документе указывается на нарушения Россией различных статей о праве на жизнь, статьи о запрете пыток и унизительного обращения. Также, как утверждает Грузия, Россия нарушила право на свободу и личную неприкосновенность, право на уважение частной и семейной жизни, право на эффективное средство правовой защиты, право на защиту собственности и свободу передвижения.
Кстати, в связи с конфликтом 2008 года с жалобами на действия Грузии в Страсбург обратились и 3300 жителей Южной Осетии. Более половины исков признаны имеющими право на легитимность, они тоже будут рассматриваться в ЕСПЧ.
В сентябре Тбилиси заявил, что предоставил ЕСПЧ доказательства «широкомасштабного и систематического нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод при непосредственном участии российских военнослужащих или их поддержке или марионеточными вооруженными формированиями на территории, эффективно контролируемой Российской Федерацией».
Россия тогда назвала обвинения «необоснованными и не подтвержденными допустимыми доказательствами». «Вооруженные силы РФ не совершали нападения, они защищали гражданское население Южной Осетии от грузинской агрессии», – приводил ЕСПЧ позицию российской стороны. Сейчас, во время рассмотрения дела по существу, стороны вновь будут приводить свои аргументы.
Кроме Страсбурга, Грузия пыталась засудить Россию и в Гааге – в Международном уголовном суде ООН. Она заявляет, что с 1993 года (в сентябре 1993 года завершилась грузино-абхазская война, за год с небольшим до этого – первая грузино-осетинская) Москва «способствовала жестоким этническим чисткам грузин сепаратистскими силами Абхазии и Южной Осетии путем обеспечения оружием, боевиками-наемниками и прямого военного вторжения вооруженных сил России».
Но Гаагский суд отклонил иск. Он предложил Грузии напрямую обсуждать свои претензии с Россией и, только если это окажется тщетным, вносить иск заново.
Такие суды для правительства Михаила Саакашвили имеют в первую очередь политическое значение. Грузия лоббирует во всех международных организациях свою трактовку событий вокруг Южной Осетии и Абхазии как «оккупации» со стороны российских войск. И небезуспешно – термин «оккупация» уже появился в ряде заявлений Европарламента, других международных институтов.
Кроме этого, в Тбилиси обещают, что победа в судах позволит получить у Москвы компенсации для пострадавших во время «российской агрессии». При этом заранее не уточняют, какой объем компенсаций Тбилиси устроил бы.
Бывший премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа уверен, что вердикт ЕСПЧ будет выдержан в стиле «фифти-фифти». «В 2009 году комиссия под эгидой Евросоюза возложила ответственность за конфликт как на Грузию, так и на Россию, – заявил он. – Они указали, что Россия искала повод для наступления на Грузию, а Грузия, начав обстрел Южной Осетии, дала такой повод. К этому сводятся выводы международных экспертов. Уверен, что после этого все судебные решения будут так или иначе приниматься с учетом выводов этой комиссии».
Известный грузинский эксперт Нестан Киртадзе, которая основала в понедельник в Тбилиси «Грузино-абхазский и грузино-осетинский дом», сказала газете ВЗГЛЯД, что «последствия исторической катастрофы 2008 года лучше искоренять за круглым столом, путем диалога, а не прений в судах».
«Мы предлагаем миротворческие инициативы для сближения грузин и абхазов, грузин и осетин, – сказала она. – А насколько продуктивны в этом направлении будут суды – это другой вопрос».
Политолог Рамаз Сакварелидзе, комментируя для газеты ВЗГЛЯД поданный иск, напомнил о том, что западные партнеры Грузии призывают ее к диалогу с Россией. «Например, недавно в Тбилиси об этом говорил президент Франции Николя Саркози, – сказал эксперт. – Конечно, суд не лучшая форма диалога. Тем более не всегда же решения международных судов то или иное государство обязательно исполняет».
В Москве не исключают, что новую тяжбу в ЕСПЧ попытаются использовать для давления на Россию по актуальным вопросам. Член комитета по международным делам Госдумы пятого созыва Семен Багдасаров («Справедливая Россия») считает, что страсбургские судьи не случайно приняли к рассмотрению иск именно в эти дни – в период между двумя предвыборными кампаниями в России.
«Я считаю, что сейчас наметился тренд такой в западной политике: стало гораздо больше «оперативки», не зря это совпадает с нашими выборами. Это решение будет использоваться как один из элементов давления на руководство России, – предположил Багдасаров в интервью газете ВЗГЛЯД. – Что касается самого иска, то мы все помним эту историю. Даже Запад неоднократно признавал правильность наших действий. Хотел бы все же напомнить, чем грузинские вооруженные силы отличились там, как известно: по сути, нанесли удар по мирному городу. Так понятно, о чем речь и зачем этот иск нужен Грузии».