Чем ближе дата выборов, тем чаще и заметней будут разнообразные политические провокации. Недавний «Русский марш», на котором «зигующих» молодчиков поддержал известный либеральный блогер Алексей Навальный, ознаменовал собой как существенное упрощение националистической риторики, так и закат проекта «Навальный».
Об этом рассказал газете ВЗГЛЯД давний и последовательный оппонент Навального, член Общественной палаты Российской Федерации, автор «Письма 55» Денис Дворников.
ВЗГЛЯД: Денис, ваш основной профиль – это проблемы российского правосудия и международное право, тем не менее в своих личных записях вы часто пишете об Алексее Навальном. Как это объяснить?
Человек, декларирующий националистические убеждения и находящий при этом поддержку у таких фигур, как Станислав Белковский и Евгения Альбац, никогда не станет для правой молодежи «своим
Денис Дворников: Лично к человеку по имени Алексей Навальный я отношусь абсолютно спокойно. Другое дело – одноименный проект, который запущен в коммерческих и деструктивных целях и не может не вызывать негатива. Если помните, был такой Юра Шатунов в группе «Ласковый май». Сам по себе несчастный мальчик-сирота, но как откроет рот – ужас! И ужас в том, что на этом, в общем-то, бездарном пении группа прохиндеев зарабатывала большие деньги. Точно так же и с Навальным.
ВЗГЛЯД: Вы не считаете Навального самостоятельным деятелем?
Д. Д.: Мне кажется, сегодня это уже всем очевидно. Из вполне добротного блогера усиленно пытались сделать политическую фигуру. Почему? Наверное, в России сегодня ощутимый дефицит ярких личностей, и любой, кто более-менее ярко проявляет себя в Сети, становится интересен для той или иной политической группы. Ну а для оппозиции, как для клуба второго эшелона, остается выбирать «из того, что было». Вот и выбрали.
ВЗГЛЯД: Тем не менее не очень понятно, в чем «ужас-ужас»-то?
Д. Д.: Ужаса никакого нет. Тем паче что проект «Навальный», как видите, подрастерял остроту. Есть настороженность, и вызвана она все более успешными попытками искусственного создания псевдолидеров псевдопротестных движений. Которые, к тому же, дискредитируют гражданскую активность.
ВЗГЛЯД: Но ведь известно, что Алексей Навальный активно работает по разоблачению коррупционных сделок. Как это может дискредитировать других общественников?
Д. Д.: Точно так же, как поддельный антибиотик дискредитирует настоящие лекарства. Ведь люди начинают чувствовать и искать подвох. Подозрение в ангажированности ровным слоем распространяется на всех, в том числе и на тех, кто искренне пытается изменить жизнь к лучшему, не выискивая выгоды и не обслуживая политические интересы теневых групп влияния. Самое смешное, что вся так называемая работа блогера Навального заключается в эксплуатации сайта госзакупок, который был специально создан для этого именно теми политическими силами, на которые он обрушивает свои проклятия в «Живом журнале». Работу по поиску открытой информации осуществляют юристы – вполне приличные ребята, с некоторыми из которых я даже знаком. Сам же Навальный занят сегодня исключительно политическими провокациями.
ВЗГЛЯД: Так в чем же дискредитация гражданской активности? Человек использует открытую информацию. Публикует свои выводы.
Д. Д.: В подаче этой информации. В ее трансформации из правовой в политическую плоскость. Покупка ведомственного автомобиля, осуществленная по конкурсу, преподносится как антинародная акция, а не как вопрос о целевом использовании средств. Сайт госзакупок – это жалобная книга власти: пожалуйста, смотрите, проверяйте, пишите свои замечания. Представьте, что, придя в магазин, вы вдруг обнаружите товар ненадлежащего качества. Нормальный человек обратит на это внимание продавца или напишет жалобу. Безумец же начнет поливать прилавки бензином, орать «Жулики! Воры! Вы продаете просроченное мыло!» и еще попытается поджечь весь супермаркет. Навальный намеренно поступает по последнему сценарию. Просто потому, что не борьба с коррупцией занимает его и тех, кто за ним стоит.
ВЗГЛЯД: А ради чего же тогда ведется вся эта работа, по-вашему, если не на создание имени борца с коррупцией?
Д. Д.: Заметьте, молодая поросль сетевых активистов (Навальный, Чирикова) для своей деятельности выбирает те болевые точки общества, которые в большей степени раздражают обывателя. На первом месте, конечно, привилегии и богатство некоторых чиновников. Это традиционный для России раздражитель, который и был использован 20 лет назад для развала СССР. Второе – дороги с хамами и пробками. Это раздражает каждого жителя города и просто водителя. Третье – межнациональное напряжение. По всем трем направлениям в рамках проекта «Навальный» ведется прицельная работа. Нормальный, профессиональный юрист-правозащитник никогда не будет действовать в столь разных направлениях, так как каждое из них требует погружения, профессионального понимания. Всеядность и выдает Навального как провокатора, для которого важно как можно настойчивее муссировать раздражающие граждан темы. Цель – любой ценой раскачать общество, вызвать отвращение к своей стране, превратить отдельных личностей в безмозглую скандирующую проклятия толпу.
ВЗГЛЯД: Вы упомянули Евгению Чирикову.
Д. Д.: Чирикова – это проект, так сказать, «для девочек». Женщины большого города весьма требовательны к среде обитания, эмоциональны и со скоростью спички вспыхивают, реагируя на любую несправедливость. Главное – правильно преподнести. На мой взгляд, Чирикова сама по себе намного способнее и прилежнее, чем Алексей, хотя и она постепенно теряет внимание публики.
ВЗГЛЯД: Вернемся к скандирующей толпе. «Русский марш». Событие, изменившее отношение к Навальному многих, в том числе и либеральных политиков.
Д. Д.: Я не думаю, что продюсеры Навального случайно устроили это, как называли некоторые комментаторы, «политическое самоубийство». Слишком много сил и средств вложено. Скорее всего, была сознательно изменена целевая группа проекта. Если еще год назад послушать Алексея в дорогие клубы приходили продвинутые граждане, то сегодня для образованной публики Навальный – это прочитанная книга. Загадка раскрыта, «а убийца – дворецкий». Элита не повелась на протест, остаются массы неустроенных молодых людей, которые готовы объединиться по принципу «свой-чужой». Но и здесь его ожидают неприятные сюрпризы.
ВЗГЛЯД: Какие?
Д. Д.: Человек, декларирующий националистические убеждения и находящий при этом поддержку у таких фигур, как Станислав Белковский и Евгения Альбац*, никогда не станет для правой молодежи «своим». Но так как до выборов времени все меньше, а эффект от пропагандистской работы почти неощутим, проекту «Навальный» просто необходимы любые громкие акции. Цейтнот заставляет суетиться. Ведь выборы 2011–2012 – это узловая станция, которая окончательно определит судьбу Навального.
ВЗГЛЯД: Вы подразумеваете какой-то отчет о затраченных средствах? Тогда возникает другой вопрос: кто заказчик?
Д. Д.: Давайте представим ситуацию. Допустим, некий французский или американский деятель приезжает в Россию и встречается, скажем, с Лимоновым. Затем возвращается на родину, где появляется газетный заголовок: «Оппозиционер Жульен Оливье провел встречу в российских политических кругах». Конечно, подобная «рука Москвы» вызовет у нас с вами только улыбку. Визит или учеба в США еще не означает благословения Госдепартамента. Как бы кому ни хотелось, а американская политическая элита не так глупа, чтобы доверять серьезное дело кому попало. К тому же глобализация фактически отменила национальные элиты, заменив их на международные группы влияния. Уже нет, как в детских анекдотах, «русских, поляков и немцев». Есть деловые интересы международных компаний. Очевидно, что авторы проекта «Навальный» и сам Алексей являются фактически наемниками такой интернациональной группы влияния, в которую наверняка входят и достаточно крупные российские фигуры, и, возможно, американцы. А исходя из деятельности Навального, конкурентами этой группы являются не только действующие руководители государства, но и конкретные Роснефть, Транснефть и ВТБ. Ужас в том, что ради выполнения заказа эти милые господа готовы пытаться вывести людей на улицы и устроить бардак. Хорошо, что народ российский умнее, чем кому-то могло бы показаться.
ВЗГЛЯД: Но ведь взломанная почта Навального не выявила «американского» компромата.
Д. Д.: Взлом почты, как и его фактический анонс, под которым я подразумеваю скандал вокруг якобы имевшего места «мозгового штурма» по дискредитации Навального, – это часть кампании по поддержке имиджа «гонимого борца». Почта была вскрыта очень аккуратно, с небольшим компроматом, таким, чтобы обеспечить достоверность, но и не перегнуть палку. Чушь это все собачья, извините меня, рассчитанная на дураков. Впрочем, как я уже говорил, это вполне соответствует вектору изменения целевой аудитории.
ВЗГЛЯД: Что, по-вашему, будет дальше?
Д. Д.: Полагаю, что в этом избирательном цикле уже ничего. Возможно, у Навального осталась какая-нибудь дешевая «хлопушка» перед самыми выборами, но вряд ли она кого-то заставит вздрогнуть. Сегодняшняя деятельность проекта «Навальный» напоминает какой-то «Гербалайф» – наклейки, значки, несмешные ролики. «Хочешь голосовать? Спроси меня – как!». Несерьезно. Без драйва.
ВЗГЛЯД: Но вы планируете и дальше наблюдать и комментировать деятельность Навального?
Д. Д.: По мере сил. Сама технология влияния, раскрутки персонажа, арсенал применяемых манипуляций – это всегда очень интересно. Плюс к этому судебные процессы, которые Алексей инициировал, дают мне возможность наблюдать за деятельностью арбитражных судов, что уже относится к моей работе. Навальный – это хобби. Кто-то любит наблюдать за лягушками, кто-то приручает тараканов. А я приглядываю за Алексеем.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом