В Москве вызвала возмущение реакция Госдепартамента США, выразившего «сожаление» из-за ареста Бориса Немцова, который, по их мнению, «не отвечает» интересам российского государства.
Ведь Немцов до этого был просто Немцовым, а теперь он тот, кого заметила Хилари Клинтон
Представитель внесистемной оппозиции был задержан и арестован по решению Тверского суда столицы на 15 суток из-за неповиновения сотрудникам милиции во время митинга 31 декабря на Триумфальной площади.
Как пояснил журналистам во вторник руководитель управления информации ГУВД Москвы Виктор Бирюков, представители правоохранительных органов были «вынуждены» задержать «агрессивно настроенных участников» после того, как они попытались прорваться через милицейский заслон и спровоцировать людей на противоправные действия. «После выступления на митинге Немцов и другие его сторонники решили покинуть площадь и попытались пройти через оцепление, несмотря на предупреждения сотрудников милиции об осуществлении выхода через Брестскую. Немцов и его сторонники начали привлекать к себе внимание других участников митинга, несмотря на предупреждения о том, что они провоцируют граждан на противоправные действия в отношении сотрудников милиции», – приводит его слова «Интерфакс».
В Вашингтоне, однако, посчитали, что российская милиция нарушила право оппозиционеров на свободу выражения мнений. «Несколько месяцев назад нас порадовало то, что московские власти отказались от реализуемой политики и решили позволить проведение мирных демонстраций 31-го числа каждого месяца. И мы с удивлением узнали, что некоторые из демонстрантов были арестованы 31 декабря и – в случае с Борисом Немцовым и рядом других лиц – приговорены к пребыванию под стражей в течение продолжительного времени за то, что представляется как осуществление своих конституционных прав», – заявил в этой связи официальный представитель Совета национальной безопасности при Белом доме Майк Хаммер.
Аналогичное мнение озвучил помощник госсекретаря США Филип Кроули, подчеркнувший, что развитие демократических принципов отвечает «интересам» России и что аресты в российской столице вызывают сожаление в Вашингтоне.
Куда большее удивление вызвали высказывания представителей Белого дома в самой Москве. В Госдуме, в частности, расценили эти заявления как попытку вмешательства США во внутренние дела суверенного государства. «За теми оценками, которые прозвучали из-за океана, – преследование совершенно определенных целей, и мы расцениваем это как вмешательство в дела другого государства», – считает первый зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков.
Особое возмущение депутатов вызвала попытка США надавить на российское правосудие. «Все это однозначно говорит о сохранении имперских амбиций у США, пытающихся заставить суверенное государство действовать по их указке. Тем более что на наш суд они пытаются воздействовать уже не первый раз. Еще большее удивление вызывает желание Госдепартамента определять, что противоречит и что соответствует нашим российским интересам», – заявил газете ВЗГЛЯД глава думского комитета по молодежной политике Павел Тараканов.
С другой стороны, такое внимание к персоне Немцова со стороны американских властей, по мнению парламентария, лишь подтверждает, что тот является не российским политиком, а делегированным агентом Госдепартамента.
К таким же выводам пришли опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты. «Реакция США на арест Бориса Немцова лишь подтверждает тот факт, что он для них является потенциальным ставленником вроде Виктора Ющенко», – считает публицист Максим Кононенко.
Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский при этом добавляет, что Вашингтон вообще считает нормальным формирование в других странах собственной «обоймы» политиков. «Ведь далеко не все задержанные в последнее время удостоились внимания США. При этом они уверены, что их заявление должно повысить рейтинг Немцова. Ведь Немцов до этого был просто Немцовым, а теперь он тот, кого заметила Хилари Клинтон», – заявил он в разговоре с газетой ВЗГЛЯД.
Вместе с тем политолог уверен, что своими действиями США напротив лишь ухудшают положение российской внесистемной оппозиции, не позволяя ей занять свое место на политическом поле страны. В этой связи Павловский напомнил недавние слова президента Дмитрия Медведева о том, что политическое меньшинство имеет право быть услышанным. «Однако его интеграция возможна только на основании российских законов. Американцы же предлагают оппозиции ориентироваться на их правила игры. Это главная проблема постоянно колеблющейся внесистемной оппозиции, которая не знает, хочет ли она быть частью российской политики или американским лобби. Но в последнем случае она не должна тогда претендовать на то, чтобы представлять интересы хоть какой-то части российского общества», – подчеркнул политолог.
Зампред комитета Госдумы по безопасности Олег Денисенко в то же время не исключил, что столь бурная реакция Вашингтона могла стать следствием его разочарования. «Возможно, что там ожидали большей массовости и более жестких лозунгов и заявлений оппозиции после того, как власти разрешили проведение акций протеста. Но митинг был, как и ранее, немноголюдным. Возможно, это расстроило Госдеп», – отметил он.
«Власти США так заняты вопросами демократии других стран, что у них совсем нет времени заниматься демократией в своей собственной стране, – иронизирует главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян. – Когда арестовали журналистов нашего канала Russia Today – арестовали ни за что ни про что, – их власти сказали, что это вопрос уровня региональной полиции. А когда в России задерживают «политика» – это, значит, уровень целого Госдепа?»
В любом случае, данный эпизод, по мнению экспертов, не сможет не отразиться на отношениях двух стран.
«Это было бы неопасной патологией, если бы не мешало России и США, которые после достижения соглашения по СНВ могли бы перейти к более болезненным вопросам двусторонних отношений. Сейчас же подобная реакция со стороны Госдепа стала атакой на российско-американскую повестку дня, причем совершенно бесполезной для самого Немцова», – считает Павловский.
Такого же мнения придерживается политолог Павел Данилин, полагающий, что подобные шаги со стороны американского внешнеполитического ведомства ставят вопрос о «дееспособности» президента Барака Обамы и наносят серьезный удар по «перезагрузке».