Полпред президента Южной Осетии, председатель комиссии по делимитации и демаркации государственной границы республики Борис Чочиев сообщил газете ВЗГЛЯД, что Цхинвал в одностороннем порядке распорядился о демаркации грузино-югоосетинской границы. Он указал, что «грузинская земля нам не нужна, но и свою не отдадим».
Это земля народа Южной Осетии, и мы ни один метр им не отдадим
«Мы все это проводим в границах бывшей юго-осетинской автономной области, которые были официально признаны и утверждены грузинскими властями. Ранее Тбилиси прихватывал часть нашей территории, она была на самом деле оккупирована Грузией, когда мы, к сожалению, ее не контролировали, но это не означает, что эта территория стала грузинской. Это земля народа Южной Осетии, и мы ни один метр им не отдадим», – заявил Чочиев.
Чиновник напомнил, что в последнее время два раза отправлял официальное письмо в грузинский МИД, чтобы Тбилиси создал аналогичную комиссию для совместных работ по обозначению границы на местности. «Они отказались. Сейчас мы в одностороннем порядке проводим эти работы», – заявил Чочиев, добавив, что работы начались «недавно».
В свою очередь МВД Грузии успело обвинить Россию в «расширении зоны оккупации». Так, в ведомстве не только вновь назвали в целом территории Южной Осетии и Абхазии «оккупированными», но и обвинили Россию в том, что новая линия проводится дальше, чем это было предусмотрено границами Юго-Осетинской автономии в советское время.
#{smallinfographicleft=261984}В Тбилиси сообщили, что «незаконные демаркационные работы» начались в селах Квемо Нигози, Земо Нигози, Дици, Арбо и Корди. В ведомстве уточнили, что в селе Квемо Нигози присвоено 25 гектаров сельскохозяйственных земель, в Арбо – 5 гектаров, Корди – полгектара, а в селе Дици три семьи оказались в зоне отделения.
Напомним, российские военные находятся в Южной Осетии согласно двусторонним соглашениям между странами. Россия признала независимость Южной Осетии в августе 2008 года после отражения грузинского вторжения в республику.
Однако Борис Чочиев указал, что Россия не имеет никакого отношения к работам на грузино-югоосетинской границе. «Эти мероприятия проводим мы. Никакого отношения российская сторона к южной границе не имеет. У нас есть другая комиссия, которая занимается вопросами российско-югоосетинской границы. Там провели уже три заседания», – уточнил Чочиев.
Говоря о реакции правительства Михаила Саакашвили, Чочиев указал, что Тбилиси «приснилось», будто Россия начала расширять зону оккупации. При этом он отметил, что Грузия не вправе претендовать на те земли, над которыми Южная Осетия восстанавливает полноценный контроль. «Это наша территория», – отрезал Чочиев, добавив, что после установки границы республика предпримет следующие шаги и выдвинет Грузии новые предложения.
Комиссия по делимитации и демаркации государственной границы Республики Южная Осетия была создана в апреле прошлого года. В нее вошли главы районных администраций, сельских советов, руководители министерств и другие чиновники. В августе того же года на первом ее заседании было заявлено, что делимитация границ будет проводиться на основе международных договоров. Тогда же Чочиев отправил в грузинский МИД первое предложение провести границу совместными усилиями.
«Но никакого ответа не получили. Ждать больше не будем. По делимитации очень много карт. Министерство иностранных дел вместе с представителями соответствующих ведомств России нам посоветовало руководствоваться картами 1984 года и определять территорию Южной Осетии в границах бывшей Юго-Осетинской автономной области. Но и здесь будут большие трудности с Грузией», – отметил Чочиев.
Сложность заключалась в том, что остается много спорных участков. Некоторые местности территориально находятся в Южной Осетии, а де-факто контролируются из Грузии, или наоборот. Поэтому республиканский МИД обратился за помощью к российским коллегам при подготовке карты.
В Тбилиси считают Южную Осетию целиком своей территорией и поэтому отказываются обсуждать вопрос о границах. Как говорила весной замглавы МИД Грузии Нино Каландадзе, в стране не будет «внутренних границ». «Мы не рассматриваем заявление Чочиева ни как провокационное, ни как имеющее какую-то важность. В Грузии не будет существовать никаких внутренних границ», – пообещала Каландадзе.
По словам замминистра, «юрисдикция Грузии пока не распространяется на всю территорию страны», но несмотря на это, «никакая так называемая демаркация и установка пограничных столбов сепаратистами не имеют юридической силы».
Что касается ситуации с этническими грузинами, компактно проживающими внутри Южной Осетии в районе Ахалгори-Ленингори, то Чочиев напомнил в этой связи газете ВЗГЛЯД, что власти предложили им недавно определить наконец самим свое гражданство, поскольку Грузия – иностранное государство.
«Мы два месяца назад сделали объявление на границе, что если жители этих районов не получат паспорта Южной Осетии, то они будут считаться гражданами иностранного государства. Ежемесячно 18–20 тысяч граждан Южной Осетии пересекают границу и свободно выезжают в Грузию. Мы не хотим осложнять им жизнь. У них свободный доступ», – отметил Чочиев.
В свою очередь вице-спикер парламента Южной Осетии Юрий Дзиццойты пояснил, что начало работ связано с тем, что республика должна наконец провести демаркацию и делимитацию границы с Грузией, которая «категорически отказывается считать ее государственной границей».
«Но это их проблемы. Мы являемся признанным государством. Поскольку Грузия отказывается участвовать в демаркации и делимитации границы, мы это делаем в одностороннем порядке, потому что у нас сейчас на границе с Грузией никакого порядка нет», – сказал Дзиццойты газете ВЗГЛЯД.
Депутат отметил, что процесс должен войти в законное русло, а для этого должны быть обозначенные на местности признаки границы и пропускной режим. «Никаких необычных действий не происходит. Все идет по плану», – заявил Дзиццойты.