О намерении заключить некие договоренности о ненападении на российские войска грузинский президент заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Мы выразили готовность начать переговоры с российской стороной без всяких предварительных условий
«Мы намерены в ближайшие недели в этом отношении предпринять еще новые шаги, чтобы более официально оформить позицию того, что мы не собираемся по отношению к российским оккупантам, к тем линиям, которые они сейчас заняли, применять вооруженную силу», – заявил Саакашвили. «Мы выразили готовность начать переговоры с российской стороной без всяких предварительных условий, – сказал он. – Это предложение остается в силе». Понятно, к какому событию будут подготовлены эти предложения. Очередной раунд консультаций в Женеве по вопросам безопасности и стабильности на Кавказе с участием России, Грузии, Абхазии и Южной Осетии при посредничестве Евросоюза, ООН и ОБСЕ намечен на 14 октября. Также понятно, что имеет в виду грузинский президент под «переговорами без предварительных условий».
Свою позицию он конкретизировал не далее как месяц назад, на заседании Совета национальной безопасности Грузии. Саакашвили заявил, что предметом обсуждения на переговорах с Россией он видит «возвращение 500 тыс. беженцев в свои дома, возвращение им их прав, деоккупацию территорий Грузии и все вопросы, которые касаются двухсторонних экономических, политических, дипломатических и гуманитарных отношений». Именно это он имеет в виду под нормализацией отношений, именно это считается условием начала «переговоров без предварительных условий» с выдачей российской стороне гарантий ненападения.
Как подтвердили газете ВЗГЛЯД в комитете по международным делам парламента Грузии, грузинские предложения к переговорам с Россией будут совпадать с уже изложенным Саакашвили на Совете национальной безопасности.
«Как вы думаете, возможно ли о чем-то говорить, пока беженцы не вернулись в свои дома? Возможен ли мир, когда на грузинской территории находятся иностранные войска?» – задал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД риторический вопрос глава комитета Акакий Минашвили.
Едва ли оформление такой грузинской позиции устроит не только Россию, но и Абхазию и Южную Осетию.
«Мы заинтересованы в том, чтобы был подписан договор о неприменении силы. Но мы также заинтересованы в соблюдении международных договоренностей, которые уже заключила Абхазия, в том числе с Россией», – заметил газете ВЗГЛЯД абхазский министр иностранных дел Максим Гвинджия.
Напомним, что Россия и Абхазия связаны военным договором, по которому российские войска находятся на абхазской территории. Таким образом, выполнение одного из ключевых грузинских условий на переговорах без условий – «деоккупация» Абхазии, то есть вывод российских войск – будет нарушением обязательств договора.
Такую же позицию в отношении вывода российских войск занимает Южная Осетия. Вице-спикер парламента Южной Осетии Юрий Дзиццойты заявил газете ВЗГЛЯД, что вывод российских войск сделает бессмысленными любые гарантии ненападения, которые теоретически будут содержаться в договоре с Грузией. Ведь, по мнению депутата, нет гарантий, что международные миротворцы, которых грузинская сторона неоднократно предлагала ввести в зону конфликтов, не займут прогрузинскую позицию, учитывая, что вопрос о международном признании Абхазии и Южной Осетии не решен до конца.
Главное же, Абхазия, Южная Осетия и Россия настаивают на том, чтобы были заключены не грузино-российские соглашения, а прямые договоры между Тбилиси с одной стороны и Сухумом и Цхинвалом с другой стороны, против чего Грузия категорически выступает. Таким образом, весьма вероятно, что октябрьский раунд переговоров вновь завершится срывом.