Вслед за Россией, решившей переименовать милицию в полицию, избавиться от советского имени своих правоохранительных органов решила Украина.
Слово «полицай» для нас является аналогом оккупационного представителя
В стране уже создана специальная рабочая группа, которая займется детальной проработкой вопроса о переименовании милиции. При этом, пишет в среду украинская газета «Сегодня» со ссылкой на главного советника главы МВД Константина Стогния, группа решила сразу отказаться от названия «полиция». «С названием нужно будет определиться, ведь нам слово «полиция» не подойдет – в Украине полицейских по старой памяти могут называть полицаями», – пояснил он.
Выбирать достойное украинской милиции имя, подчеркивают в МВД, будут с привлечением общественности: на сайте ведомства в скором времени будет открыто специальное онлайн-обсуждение этого вопроса. В качестве рабочей версии пока же рассматривается возвращение названия «жандарм» или «сердюк» (казак, в переносном значении «сердитый», «злой» от южнорусского – прим. ред.), как именовалась в XVII веке личная гвардия гетманов, охранявшая порядок.
«Я за переименование. И называться наши подразделения должны «полицией». Ведь слово «милиция» носит определенный смысл, который годится лишь для революционных потрясений, это своеобразное народное ополчение», – прокомментировал идею генерал-полковник и бывший первый замминистра внутренних дел Михаил Корниенко.
Свою лепту в обсуждение внесли даже украинские астрологи. «Переименовывать милицию надо! Сама буква «м» – мистическая, она несет разрушительную, бюрократическую силу – отсюда взятки, вымогательство, обман», – уверен астролог Влад Росс.
Впрочем, наблюдатели считают, что одной смены вывески для искоренения коррупции будет мало. Депутат Верховной рады, член фракции НУ-НС Олесь Доний, комментируя газете ВЗГЛЯД озвученную МВД инициативу, в частности отметил, что новыми властями страны уже была проведена чистка среди руководства милиции. «Начальники областных управлений и их заместители уже заменены. И, могу отметить, зачистка имеет более масштабный характер, чем во время «оранжевой революции», – констатировал он.
По словам депутата, хотя официально решение о реформе органов МВД нигде не озвучивалось, но реформа давно назрела. «Милиционеров на душу населения больше, чем во всех странах Европы, их больше только в таких милитаризированных странах, как Грузия и Россия. В Европе другое отношение к правопорядку, а у нас в органах слишком много насилия», – добавил парламентарий. Что касается названия, то слово «полиция», напомнил он, является общеевропейским, в то время как «милиция» ассоциируется с «наследием советских времен», поэтому рано или поздно оно будет изменено.
Именно по такому пути пошла проводящая реформу МВД Россия. На днях властями страны был обнародован полностью обновленный «Закон о полиции», подразумевающий как изменение названия милиции, так и пересмотр ее основных задач.
К слову, Украина намного раньше задумалась о введении нового имени для своих правоохранительных органов. Еще в 2003 году эту идею поддерживал тогдашний министр внутренних дел Николай Белоконь, подчеркивающий, впрочем, что этот вопрос находится исключительно в компетенции парламента.
За переименование выступал и его преемник Юрий Луценко, дважды за пять лет успевший побывать в должности главы МВД. «Милиция существует лишь в четырех государствах мира – Украине, России, Белоруссии и Китае, поэтому, говоря о европейском пути развития, нужно принимать общеевропейские нормы, в том числе и названия. Правда, есть нюанс – слово «полицай» для нас является аналогом оккупационного представителя, поэтому поколения украинцев, а их миллионы, воспринимают это болезненно. Именно поэтому депутаты парламента не принимают политического решения», – отмечал министр.