Брат-близнец погибшего в авиакатастрофе под Смоленском президента Польши, лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский возложил венок к деревянному кресту, находящемуся перед президентским дворцом.
Явно адресован защитникам креста был плакат с невеселой надписью: «Я не могу заснуть, так как охраняю крест
Качиньский почтил память всех погибших в катастрофе президентского самолета 10 апреля. Напомним, депутаты от партии «Право и справедливость» 10-го числа каждого месяца встречаются у президентского дворца, чтобы вспомнить о погибших. Стоявшие вокруг креста люди кричали: «Ярослав! Ярослав!»
Премьер-министр Туск заявил, что массовые манифестации как сторонников, так и противников переноса креста с площади перед президентским дворцом являются проявлением «нормального демократического выражения эмоций, касающихся общественно значимых и неоднозначных проблем». Туск заметил, что этот варшавский «Гайд-парк» не представляет какой бы то ни было угрозы для польской столицы и что он сам не видит причин, чтобы утверждать, что там творится кошмар. Туск заявил, что к истории с крестом надо отнестись «с чувством юмора – и с дистанцией». Премьер заверил, что ни одна акция не будет разогнана.
Тем временем было объявлено, что престарелая мать покойного Качиньского Ядвига объявлена патроном проекта мемориала.
#{image=425689}Еще несколько недель назад муниципальные власти польской столицы вместе с представителями департамента охраны культурного наследия Польши призвали перенести «смоленский» крест, который диссонирует с застройкой квартала и архитектурным стилем президентского дворца на Краковском предместье.
Деревянный крест был установлен прямо напротив дворца 15 апреля – спустя пять дней после крушения президентского лайнера под Смоленском 10 апреля. К тому же эмоции собравшихся направлены главным образом в адрес политиков, которые с помощью этого креста хотят нажить себе политический капитал.
Катастрофа польского Ту-154 под Смоленском произошла 10 апреля. Погибли 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Среди погибших президент Польши Лех Качиньский, его супруга и представители руководства страны.
С тех пор к «смоленскому» кресту ежедневно идут толпы поляков (и не только поляков), которые приносят цветы и зажигают свечи. Примечательно, что этот простой крест приобрел символическое (даже сакральное) значение для сторонников правоконсервативной партии «Право и справедливость» (PiS), во главе которой стояли братья-близнецы Лех и Ярослав Качиньские, а также для большинства верующих поляков, хотя устанавливали его скауты, которые в конце концов решили пойти навстречу столичным властям. Еще на прошлой неделе крест планировалось перенести в находящийся поблизости от дворца академический костел св. Анны, а затем освятить его в почитаемой католиками Ченстохове (благо паломники были готовы пронести его на руках).
Тем не менее попытка переноса креста привела к стычкам ярых поклонников покойного Леха Качиньского с его идеологическими противниками (стоит напомнить, что решение похоронить Качиньских в крипте Вавельского замка в Кракове вызвало волну возмущения польской общественности). Для того чтобы «развести» обе стороны, полиции пришлось применить слезоточивый газ.
Защитники креста заявили, что не позволят сменившему Качиньского Брониславу Коморовскому стереть народную память о его героическом предшественнике, и поклялись стоять до конца – или, по крайней мере, пока их не заверят, что вместо креста появится настоящий мемориал. Кстати, проект стелы, символизирующей память о 96 погибших в авиакатастрофе под Смоленском, был представлен в Варшаве на прошлой неделе.
Так или иначе, но, увидев разъярённую толпу, ксендзы, прибывшие для переноса креста, от своего намерения отказались. А благословляя на следующее утро паломников, идущих из Варшавы в Ченстохову, варшавский архиепископ Казимеж Ныч заметил, что крест должен не разделять, а наоборот, объединять нацию. Как отметил глава канцелярии нового польского президента Яцек Михаловский, пока решено отказаться от переноса креста, поскольку «уровень агрессии слишком высок; кроме того, крест не должен использоваться в политических играх».
#{interviewpolit}В ночь на вторник у «смоленского креста» собрались несколько тысяч человек. Примечательно, что участников акции протеста созывал по Интернету житель Варшавы, скрывшийся под ником «Рэмбо». Впоследствии выяснилось, что инициатора ночного хэппенинга зовут Доминик Тарас. Столичные власти заявили, что не вправе запрещать проведение акции, если она не представляет реальной угрозы для окружающих (на чем настаивали защитники креста).
На этот раз народ собрался перед президентским дворцом с ироническим призывами, в частности снести дворец (ибо он заслоняет крест, установленный в память о Качиньском) или перезахоронить в подземельях Вавельского замка... Майкла Джексона.
Едва ли не самым остроумным транспарантом, явно адресованным защитникам креста, стал плакат с невеселой надписью: «Я не могу заснуть, так как охраняю крест». Кроме того, среди всеобщего веселья на балкон находящегося рядом с дворцом отеля «Бристоль» вышел некто облачённый в сутану; судя по всему, он должен был изображать папу римского, который символически «благословил» всех собравшихся на площади людей.
Толпа начала собираться перед металлическими барьерами, которыми огорожен крест, примерно в 10 часов вечера. К плакату с надписью «Снести президентский дворец – он заслоняет крест» участники акции прицепили воздушные шарики; кроме того, они пускали мыльные пузыри и играли в мяч. Некоторые пришли в экзотических масках – или же с фигуркой чародея Йоды из знаменитого сериала «Звездные войны», а также с плакатами, требующими немедленно освободить... Пэрис Хилтон. Также они скандировали: «Требуем переноса дворца! Все кресты – в костёл! Ярослав Качиньский, проснись! Долой крестоносцев!» – и призывали уважать конституцию, в которой записано, что Польша – государство светское. Тем не менее поколебать мораль защитников креста им оказалось не под силу: сгрудившись вокруг деревянного креста, те истово молились и пели патриотические гимны.
По сообщению столичной полиции, акция прошла спокойно, за порядком следили несколько сот полицейских и сотрудников «городской стражи»; тем не менее шестеро участников ночного хэппенинга были доставлены в вытрезвитель. Примечательно, что нынешний хэппенинг в Варшаве прошел на фоне еще одного скандала. Еще до трагического полета в Смоленск одна из пивоваренных компаний Kompania Piwowarska выступила с рекламой своего пива Lech и слоганом «Zimny Lech» («Холодный Лех»).
Аккурат перед погребением четы Качиньских в Кракове оказалось, что рекламный плакат «Zimny Lech» висит прямо напротив замка, в связи с чем члены «Права и справедливости» заявили, что пивовары «перешли все границы» и занимаются «коммерческими играми на чужой смерти». Те тщетно пытались убедить их, что плакат висит «на самом заметном месте Кракова», а рекламный слоган «Холодный Лех» вовсю используется с февраля прошлого года.
Так или иначе, но скандал был улажен после того, как срок аренды стены бывшего краковского отеля «Форум» истек. Но вместо «холодного Леха» краковяне (и гости города) с ужасом увидели новый билборд. На сей раз – с надписью: «Zyj i zwyciezaj» («Живи и побеждай»). Это реклама энергетического напитка, выпускаемого совсем другой фирмой. Хотя большинство поляков убеждены, что там написано не «живи», а «оживи». Дело в том, что со слоганом сливается логотип фирмы-производителя, напоминающий литеру «О».
Тем временем в ночь на среду перед пустующим пока президентским дворцом в Краковском предместье в Варшаве запланирована очередная акция...