Россия перестала оказывать Приднестровью финансовую помощь. Денежные потоки, которые до сих пор поступали ежеквартально и шли на поддержку приднестровских пенсионеров, с весны этого года перестали поступать. Судя по всему, Москва усомнилась в том, что Тирасполь правильно их расходует. Бывший председатель Верховного совета Приднестровской Молдавской республики (ПМР) Евгений Шевчук в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал о причинах прекращения финансовой помощи.
Когда мы отвечали на все вопросы российских финансовых властей, задержек с деньгами не было
ВЗГЛЯД: Евгений Васильевич, до сих пор из России ежеквартально поступало несколько сот миллионов долларов на счета приднестровских банков для выплаты надбавки приднестровским пенсионерам. Однако очередной транш не пришел. Что вам известно о причинах такого решения Москвы?
Евгений Шевчук: У меня нет оснований не доверять той информации, которая поступила из практически официальных источников в России. Влиятельная газета «Коммерсантъ» сообщила об этом, ссылаясь на источники в Центральном банке и других уполномоченных органах России. Очевидно, что у Москвы действительно возникли вопросы к тому, как использовались поступающие средства, и поэтому есть основания для прекращения финансирования.
Евгений Шевчук (фото: ИТАР-ТАСС) |
Раньше я сам курировал в Приднестровье вопросы получения гуманитарной помощи, и несколько лет деньги приходили день в день. Задержек не было, а мы своевременно предоставляли информацию и отвечали на вопросы, которые ставили перед нами российские коллеги.
ВЗГЛЯД: Россия помогает многим соседним республикам, и когда помощь по каким-то причинам прекращается, соседи спешат обвинить Кремль в том, что он таким образом влияет на внутренние дела страны. Прекращение поддержки Приднестровья – тоже давление?
Е.Ш.: Я так не считаю. Напротив, хочется сказать спасибо России за то, что она, несмотря на внутренние экономические сложности, такой длительный период изыскивает возможности оказать помощь гражданам Приднестровья. В основе своей это пенсионеры, и для них эта помощь существенна, так как пенсию они получают мизерную.
Безусловно, решение прекратить гуманитарную помощь создает дополнительные сложности для Приднестровья. Но Россия имеет полное право получать информацию о том, как расходуются ее средства. Российские представители всегда подходили очень щепетильно к этому вопросу. Они хотят, чтобы эти средства были прозрачны, чтобы они доходили до получателей, а не оседали в чужих карманах. Сейчас необходимо просто более тесное взаимодействие российских и приднестровских представителей, чтобы все вопросы были сняты.
ВЗГЛЯД: Правда ли, что требование раскрыть информацию о расходовании средств поступило президенту Приднестровья Игорю Смирнову еще в феврале? Кстати, именно в феврале Смирнов приезжал в Москву, как говорят, не смог тогда достичь взаимопонимания с российским руководством. В чем причина такой задержки с ответом?
Е.Ш.: Мне трудно сказать, почему Смирнов медлит с ответом. Если письмо действительно было, а у меня нет оснований не доверять этой информации, то исполнительной власти действительно надо бы поторопиться... Могу сказать только, что раньше деньги от России поступали исправно, и сомневаться в намерениях Москвы нам не приходилось. Не вижу другой причины, кроме как непрозрачность схем распределения гуманитарных средств.
ВЗГЛЯД: Что будет с приднестровскими пенсионерами? Добавки к пенсии прекратились?
Е.Ш.: Нет, сейчас, насколько мне известно, добавки продолжают приходить, но уже за счет тех средств, которые население платит за газ. (Приднестровье уже несколько лет не платит Газпрому за поставленный в республику газ, поэтому все платежи за газ от населения остаются на счетах Газпромбанка ПМР – прим. ред.)
#{ussr}Но дело в том, что сейчас страдает валютная система республики. Транши, которые поступали от России, выполняли важную функцию поддержки приднестровской валюты. То есть рубли мы конвертировали в приднестровские рубли, и за счет этого держался курс нашей валюты. Жизненно необходимо, чтобы органы государственной власти Приднестровья ответили на те вопросы, которые возникли у российских партнеров, и восстановили необходимую прозрачность, чтобы денежные потоки возобновились.
ВЗГЛЯД: Очевидно, что Приднестровье остается во многом зависимым от России. Но Россия в последние годы постоянно побуждает ваших политиков примириться с Молдавией. Готовы ли в принципе поссориться с Москвой, но не уступать? Кстати, последний вердикт Международного суда ООН по Косово должен по идее окрылить вас в борьбе за полную независимость от Кишинева...
Е. Ш.: Я считаю, что нужно искать вариант, который удовлетворит и большинство населения Приднестровья, которое в общем не хочет жить в одной из частей Молдавии, и стран, которые выступают нашими гарантами в международной политике: Россию, Украину. Думаю, что Приднестровье, Украина и Россия в ближайшее время будут заниматься поиском этой золотой середины.
ВЗГЛЯД: Каковы общие перспективы отношений Тирасполя и Кишинева, есть ли шанс договориться, пока у власти остаются с обеих сторон такие политики, как Игорь Смирнов и Михай Гимпу?
Е. Ш.: К сожалению, в последнее время и. о. президента Гимпу делает заявления, которые не идут на благо отношениям Молдавии и ПМР, не укрепляют доверие между нами. Указ о «Дне советской оккупации», заявления о недопустимости присутствия в Приднестровье российских военных – все это настораживает и рядовых граждан, и органы государственной власти Приднестровья.
Безусловно, молдавские власти имеют право на любые заявление, но это болевые точки, по которым надо высказываться более осторожно, чтобы вызывать у нас доверие и желание сотрудничать. Пока мы воспринимаем это как свидетельство агрессивного отношения к ПМР.
ВЗГЛЯД: Игорь Смирнов ранее обещал уйти с поста президента, как только Приднестровье будет признано независимым. Как вы думаете, когда это произойдет?
Е. Ш.: Связывать момент признания независимости республики с определенной должностью некорректно по отношению к действующей конституции и некорректно по отношению к гражданам. Конституционно гарантировано право выбирать президента, который пользуется наибольшим доверием.
Основным законом нашей республики предусмотрено, что через каждые пять лет истекает срок полномочий одного президента и назначаются новые выборы. В 2011 году будут очередные выборы, и очень надеюсь, что они буду состязательными. В ходе этих состязательных выборов народ получит возможность отдать предпочтение наиболее уважаемому кандидату.
ВЗГЛЯД: Ранее вы выражали готовность и сами баллотироваться на пост президента в 2011 году. Ваши слова остались в силе?
Е. Ш.: Это будет зависеть от того, насколько мои сторонники будут поддерживать эту идею. Я точно буду участвовать в выборах в парламент, которые состоятся в декабре этого года, и уже по результатам этих выборов буду решать вопрос с президентскими.