В кулуарах эсеры невесело шутят, что и закон о повышении представительства принимали как раз для того, чтобы Николай Левичев и Сергей Миронов на осенних выборах 2011 года получили депутатские мандаты.
Если с Путиным у Миронова были налажены отношения, то президенту Дмитрию Медведеву ни спикер Совета Федерации Миронов, ни его верный клеврет Левичев совершенно не близки ни эстетически, ни политически
Надо ли говорить, что на появившуюся в СМИ информацию о том, что Кремль возрождает проект партии «Родина», лидеры «Справедливой России» отреагировали крайне нервно? Понятно, что на фоне безликих и мало привлекательных с эстетической точки зрения главных эсеров тот же Дмитрий Рогозин или Михаил Делягин кажутся титанами. Тут даже о сравнении говорить не приходится - нелепо сравнивать человека с молью. Так что появление нового левого проекта ставит крест на «Справедливой России».
Страхам эсеров способствует и память о том, как, собственно, создавалась «Справедливая Россия». Из трех партий - «Родина», «Российская партия пенсионеров» и «Российская партия жизни» - последняя, оплот Миронова и Левичева, объективно была самой слабой и никчемной политической структурой. «Родина» уже имела думское представительство, активно соперничала с «Единой Россией» на выборах в регионах, а также выпестовала целую плеяду ярких политиков. «Российская партия пенсионеров» уверенно набрала более 3% на выборах 2003 года, а на региональных выборах однажды взяла планку в 20% (в Магадане). В свою очередь, «Российская партия жизни» на выборах 2003 года в блоке с «Партией возрождения России» Геннадия Селезнева едва получила 3% при крайне затратной кампании. На региональных выборах успехи РПЖ (кстати, крайне двусмысленное сокращение для любого знакомого с медициной человека) практически незаметны. Однако именно РПЖ стала лидером объединенной структуры за счет близости Сергея Миронова к Владимиру Путину.
В результате неудачного руководства партией со стороны Миронова и его правой руки Левичева «Справедливая Россия» на выборах в Госдуму в 2007 году еле-еле переползла 7% проходной барьер, да и то лишь при крайней лояльности к эсерам со стороны властей. То есть объединенная политическая структура получила намного меньше, чем одна только «Родина», в 2003 году набравшая более 9%!
Безусловно, провальное руководство партией «Справедливая Россия» ни для кого не секрет. Постоянные проблемы с финансированием приводят к тому, что в организацию привлекают сомнительных спонсоров. Вменяемые политики стремятся покинуть Миронова. Региональные ячейки дезориентированы. На все это накладывается и то немаловажное обстоятельство, что если с Путиным у Миронова были налажены отношения, то президенту Дмитрию Медведеву ни спикер Совета Федерации Миронов, ни его верный клеврет Левичев совершенно не близки ни эстетически, ни политически. И, напротив, с Рогозиным у Медведева сложились хорошие рабочие отношения: демарши прошлого давно забыты, а своей работой в НАТО бывший лидер «Родины» заслужил только одобрение. Аналогично яркий экономист Делягин эстетически ближе президенту, чем обветшавшая парочка Дмитриева - Грачев.
Так что достаточно всего лишь одного-единственного внятного сигнала, инициирующего процесс создания новой левой партии во главе с такими известными и харизматическими политиками, как Рогозин и Делягин, как «Справедливая Россия» тут же посыплется, и вскоре от нее останутся только Левичев, Миронов и неловкие воспоминания.
Павел Данилин, политолог, специально для газеты ВЗГЛЯД