Азербайджан объявил персонами нон грата пятерых депутатов Госдумы, которые наблюдали за ходом парламентских выборов в самопровозглашенном Нагорном Карабахе. Это три представителя «Единой России»: Игорь Чернышенко, Максим Мищенко и Константин Затулин – и два от ЛДПР: Кирилл Черкасов и Татьяна Воложинская.
Там не было никакой пропаганды. Я почувствовал силу, которая веет от этого народа
«Решение о запрете на въезд этих лиц на территорию Азербайджана однозначно», – сказал пресс-секретарь азербайджанского МИДа Эльхан Полухов «Интерфаксу».
По его словам, решение будет пересмотрено, если эти депутаты «уверят азербайджанскую сторону в том, что сообщения об их участии в мониторинге «выборов» в Нагорном Карабахе – ложь и вымысел».
Парламентские выборы в Нагорном Карабахе прошли 23 мая. За ходом голосования следили более 110 международных наблюдателей. ЦИК Азербайджана назвал выборы незаконными и опасными, так как они, полагают там, могут навредить процессу мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, который начался в феврале 1988 года. Тогда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) с центром в Степанакерте заявила о выходе из Азербайджанской ССР.
В сентябре 1991 года в Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах бывшей НКАО и соседних армянонаселенных районов Азербайджана. В ответ Баку упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.
После этого начался вооруженный конфликт, который продлился до мая 1994 года. В результате Азербайджан потерял контроль не только над Нагорным Карабахом, но и полностью или частично над семью прилегающими к нему районами. С 1992 года не прекращаются переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, которую возглавляют Россия, США и Франция. В этом процессе Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, а Армения защищает интересы Карабаха, который не считается стороной переговоров.
Глава думского комитета по международным делам Константин Косачев заявил, что ни нижняя палата, ни фракция «Единой России» официальную делегацию наблюдателей в Нагорный Карабах не отправляли. «Если кто-то из наших коллег решил поехать туда в личном качестве, то все вопросы надо адресовать к ним», – сказал Косачев, выразив сожаление по поводу решения коллег.
Между тем он не согласился с мнением Азербайджана, поскольку такой шаг «не может быть альтернативой серьезному диалогу по существующим проблемам».
В свою очередь первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин рассказал, что не впервые наблюдал за выборами в Карабахе. «Разве было бы лучше, если бы в Нагорном Карабахе была установлена диктатура, не предполагающая проведение выборов? Не думаю, что это приблизит Карабах к урегулированию или чему-то похожему», – сказал Затулин.
Назвав действия Баку «демонстративной» мерой, Затулин не исключил, что на республику повлияло подписание армяно-турецких протоколов. «В Азербайджане иной раз теряют терпение и переходят к такого рода декларациям», – сказал Затулин.
Отметим, что в конце апреля Ереван прекратил процедуру ратификации протоколов по восстановлению дипломатических отношений с Анкарой.
Депутат Госдумы, лидер молодежного движения «Россия Молодая» Максим Мищенко о своем новом статусе в Азербайджане узнал от газеты ВЗГЛЯД. Приехать наблюдателем его пригласили местные уроженцы, которым понравилось московское выступление депутата в День памяти жертв геноцида армян. Он тоже выразил удивление этим решением, которое нисколько не разочаровало его. Мищенко побывал в Карабахе впервые, и ход выбор он назвал «идеальным демократическим процессом».
«Там не было никакой пропаганды. Я почувствовал силу, которая веет от этого народа. Я своими глазами увидел, что это за народ, что это за история. Прикоснулся к этому и нисколько об этом не жалею», – сказал Мищенко газете ВЗГЛЯД.
Что касается решения Баку, то депутат считает это проявлением «специфики» азербайджанской политики. «Азербайджан вправе это делать», – признал Мищенко.