Евросоюз готов обсуждать в рамках ОБСЕ инициативу России о заключении нового юридически обязывающего Договора о европейской безопасности, заявила высокий представитель Евросоюза по международным делам и политике безопасности баронесса Кэтрин Эштон.
Проблема НАТО сегодня в том, что НАТО пытается действовать глобально, но продолжает думать на местной основе
С предложением обеспечить такой механизм поддержания мира в Европе, чтобы ни одно государство или международная организация не имели монополии на обеспечение безопасности, Медведев выступил летом 2008 года во время визита в Берлин. Российский проект Договора о европейской безопасности был опубликован на официальном сайте президента РФ 29 ноября 2009 года, а позже передан на рассмотрение европейским партнерам России.
«Мы (Евросоюз) также видим ОБСЕ как первичную площадку для дискуссий по российской инициативе о европейском договоре о безопасности. Мы открыты для обсуждения любой идеи, которая может повысить европейскую безопасность», − заявила Эштон, выступая на 46-й Мюнхенской конференции по безопасности, сообщает РИА «Новости».
Ряд стран поддержали эту инициативу. В частности, в середине января глава МИД председательствующей в ЕС Испании сказал, что Евросоюз считает ее «своевременной». Некоторые страны, а также НАТО заявили, что готовы обсудить договор, но пока не видят необходимости его подписания.
Однако руководство НАТО не желает, чтобы Россия создала конкуренцию блоку, и предлагает альтернативу московскому договору о общеевропейской безопасности.
Речь идет о том, чтобы к работе НАТО на уже имеющихся у блока условиях присоединились Россия, Китай, Пакистан и Индия. «В эпоху глобальной опасности наша территориальная оборона должна начинаться за пределами наших границ. Мы должны вывести трансформацию (системы безопасности) на новый уровень путем соединения альянса с более широкой системой», − заявил в последний день конференции генсек альянса Андерс Фог Расмуссен.
США неоднократно подчеркивали, что российская инициатива, получившая поддержку Европы, не может являться альтернативой существующему порядку. «Мы видим наилучшее решение для европейской безопасности в том, чтобы укреплять уже существующие структуры, вместо того чтобы заключать новые договоры», − заявила в преддверии встречи госсекретарь США Хиллари Клинтон.
При этом США в лице НАТО полагают, что данный вопрос может быть решен в рамках модернизирования существующей архитектуры с привлечением основных мировых держав.
Параллельно этому руководство альянса считает, что Россия, ранее согласившаяся на транзит грузов, могла бы принимать более активное участие в операции союзников в Афганистане. В первую очередь, пояснил генсек блока, Москва могла бы подготавливать пилотов, поставлять свои самолеты и участвовать в обучении афганских вооруженных сил.
Однако в России полагают, что НАТО пытается сместить акценты. «Проблема НАТО сегодня в том, что НАТО пытается действовать глобально, но продолжает думать на местной основе. Существует союз из 28 государств, а это далеко не большинство стран мира, и если продолжать думать локально, то можно совершить ошибки», − цитирует РИА «Новости» слова зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева.
В качестве примеров таких ошибок НАТО депутат привел действия альянса в Афганистане и ситуацию на Южном Кавказе. «Глобальными интересами было бы обеспечение стабильности в регионе, местные интересы − как можно скорее включить Грузию в НАТО. Взрыв произошел и получил трагические последствия», − подчеркнул Косачев.
Но несмотря на это, он выразил надежду на то, альянс сможет начать дискуссию в вопросе глобальной безопасности.
Такое же пожелание высказал замминистра иностранных дел России Александр Грушко. По его мнению, главный вывод, который можно сделать из конференции: мир стоит на перепутье. «Можно отметить две главные позиции, которые выделили российские дипломаты на Мюнхенской конференции: во-первых, что инициатива Договора о европейской безопасности жива, несмотря на ловкую позицию западных дипломатов, а во-вторых, Россия заострила внимание, что Европа − это не пороховая бочка», − в свою очередь добавил постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин.
«Наша позиция заключается в том, что не НАТО должно подстраивать под себя глобальный контекст в области безопасности, а само НАТО должно встраиваться в новую систему взаимоотношений, учитывать законные интересы безопасности других», − пояснил позднее замглавы МИД России Александр Грушко.
Российский дипломат подчеркнул, что только на такой основе можно будет объединять усилия и решать глобальные проблемы.