Начавшийся в Женеве очередной раунд переговоров все-таки смог сблизить позиции США и России по новому договору о СНВ.
Сенатор считает, что ратификация договора в российском парламенте, в отличие от американского, представляется «достаточно реальной
До настоящего момента стороны не могли согласовать два принципиальных вопроса, из-за которых время подписания документа пришлось перенести на этот год.
В первую очередь речь шла о вопросе контроля за испытаниями и производством новых баллистических ракет. Однако после визита в Москву в январе председателя комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирала Майкла Маллена, как утверждали источники, Россия согласилась на обмен с США телеметрией испытаний стратегических вооружений взамен на отказ американских военных от мониторинга позиций российских ракет.
Другим спорным моментом оставалась привязка СНВ к вопросу о размещении ПРО, против чего активно выступал Вашингтон.
Какая из позиций одержала верх, держится в секрете, однако, как заверила представлявшая американцев в переговорах Роуз Готтемоллер, стороны подошли к согласованию финального текста соглашения. «Мелкие улучшения и исправления возможны, но все основные проблемы, на наш взгляд, разрешены», – приводит ее слова The Wall Street Journal.
Накануне секретарь Совбеза России Николай Патрушев подтвердил, что подписание документа может состояться в марте или апреле текущего года. «Переговоры делегаций России и США, возобновившиеся в понедельник в Женеве, проходят в конструктивном ключе и близятся к логическому завершению. В ближайшее время, как планируется, стороны должны закончить техническую доработку документа», – сообщил он.
Однако дальнейшая ратификация договора о СНВ может застопориться в американском парламенте.
Ранее Белый дом формально выполнил поставленное сенаторами-республиканцами условие прохождения документа, существенно увеличив финансирование американской ядерной программы. Тем не менее с учетом потери демократами в конгрессе «супербольшинства» и грядущих промежуточных выборов дальнейшая судьба документа остается под угрозой.
Москва уже предпринимает шаги по урегулированию этого вопроса. Так, в среду на переговоры в Вашингтон прибудет председатель комитета Совета Федерации по международным делам, возглавляющий российскую делегацию на парижском саммите международной разоруженческой инициативы «Глобальный ядерный ноль» Михаил Маркелов. «Вместе с коллегами из американского сената мы будем вести подготовительную работу к синхронизированной ратификации договора», – сообщил он ИТАР-ТАСС.
Сенатор считает, что ратификация договора в российском парламенте представляется «достаточно реальной», однако что касается американского конгресса, то с ним предстоит провести «серьезную работу».
«Важно, чтобы тот большой российско-американский договор, который должен заменить собой предыдущие договоренности по СНВ, не пал бы жертвой межпартийных противоречий между демократами и республиканцами, как это не раз бывало с различными международными документами», – заключил он.