Москва скептически отнеслась к последнему заявлению Ярослава Качиньского о том, что труп его погибшего брата-близнеца оказался фальшивкой.
В Польше слышно много лжи об этом трагическом полете
«Это вымысел, и только. Представители Польши были на всех этапах экспертизы при опознании тел после авиакатастрофы», – заявил «Интерфаксу» во вторник информированный источник.
Свое сенсационное признание брат погибшего польского президента сделал накануне. Качиньский поведал, у него не было возможности удостовериться в том, что переданные российской стороной останки принадлежали покойному Леху.
«Я не скрываю, что на аэродроме я опознал тело моего брата, светлая ему память, и в этом не сомневаюсь. Я описал особые приметы, и они подтвердились. Это шрам на руке, оставшийся после тяжелого перелома. Но тот, чье тело впоследствии доставили в Польшу, уже не был похож на моего брата. Мне сказали, что это он», – заявил журналистам лидер консервативной партии «Закон и справедливость».
Он также заявил, что во время процедуры опознания в Смоленске рядом с останками Леха Качиньского лежали фрагменты тел, явно не принадлежавшие покойному президенту, поскольку тот «наверняка не был генералом и не носил генеральскую форму». «Однако законы в Польше таковы, что об этом нельзя говорить вслух», – посетовал экс-премьер, не исключив того, что он будет добиваться проведения эксгумации останков брата.
Брат-близнец покойного президента уже неоднократно критиковал Россию и за якобы имевшееся сокрытие причин авиакатастрофы, и за фальсификацию итогов расследования.
В начале ноября Качиньский в знак протеста объявил о своем выходе из Совета национальной безопасности страны, обвинив власти в том, что они не представляли интересы государства в ходе расследования обстоятельств авиакатастрофы.
За справедливостью политик отправился в Вашингтон, попросив конгресс США подключиться к расследованию обстоятельств крушения правительственного самолета и гибели 96 его пассажиров.
Инициатива экс-премьера тут же спровоцировала скандал: официальные польские власти обвинили политика в том, что он ведет себя как предатель, обращаясь к иностранному государству через голову руководства страны.
Тем не менее впоследствии польская сторона решила учесть позицию американцев по авиакатастрофе. «Их ответы окажут влияние на окончательную позицию Польши по докладу МАК», – предупредила пресс-секретарь министерства внутренних дел и администрации Малгожата Вожняк.
В конце прошлой недели Варшава выступила с сенсационным заявлением, отказавшись принять доклад МАК. «Проект доклада МАК в том виде, в котором он был передан российской стороной, безусловно, не может быть принят. Тем более что ошибки или отсутствие позитивной реакции на требования польской стороны – все это позволяет нам сказать, что некоторые пункты в этом докладе являются необоснованными. Я не говорю, что они фальшивые, но они не находят подтверждения в исследованиях так, как мы это оцениваем», – объявил премьер-министр страны Дональд Туск.
Слова главы правительства вызвали удивление даже в самой Польше. Так, секретарь Авиационного комитета Польши Томаш Хыпки, комментируя произошедшее, заявил, что он не может усомниться в компетентности и ответственности людей, занимавшихся расследованием. «К сожалению, в Польше слышно много лжи об этом трагическом полете. И у меня есть опасение, что ложь будет продолжаться, поскольку есть люди, готовые использовать трагедию в своих политических играх. Должен заметить, что и польская сторона тоже не до конца раскрывает карты», – заметил он.