Подписание протокола о сотрудничестве между Министерством экономического развития РФ и министерством экономики, торговли и промышленности Японии планировалось на проходящем в Токио двустороннем инвестиционном форуме. В этом документе, не имеющем обязательной силы, стороны высказывались за продолжение общей координации в деле развития контактов в сфере экспортно-импортных операций и капиталовложений.
Японская сторона традиционно поднимает на таких встречах вопрос об островах Курильской гряды. Позиция России по этой проблеме неизменна
Об отказе от подписания документа сообщил в Токио на заседании одной из комиссий нижней палаты парламента министр экономики, торговли и промышленности Акихиро Охата, которого цитирует ИТАР-ТАСС. «Вопрос о северных территориях, – сказал он, – чрезвычайно важен. Действия президента России попирают мысли и чувства японцев об этих землях».
Тем не менее сам двусторонний инвестиционный форум проходит, по данным агентства, с достаточным успехом в присутствии руководителей крупнейших компаний двух стран, руководителей ряда российских провинций.
Напомним, Медведев 1 ноября первым из российских руководителей посетил Южные Курилы. Это вызвало дипломатические протесты с японской стороны, которая считает эти острова своими «северными территориями». Из Москвы 3 ноября был на время вызван для консультаций японский посол Масахара Коно, а премьер-министр публично высказал сомнения в том, что ему стоит встречаться с Медведевым в рамках саммита форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который намечен на субботу в японском городе Иокогама.
Впрочем, эксперты уже тогда предрекали, что японские власти будут вынуждены закончить демарши и отыграть ситуацию назад. «Японский посол вернется», – предсказывал 4 ноября в интервью газете ВЗГЛЯД руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
Так оно и случилось. Менее чем через неделю – уже 7 ноября – японского посла вернули к месту работы.
Однако безболезненно для атмосферы в диалоге двух стран демарши Токио не прошли. «Отношения между двумя странами охладятся, – предполагал руководитель Центра исследований Японии. – Собственно, они уже охладились... Раньше велись переговоры по территориальному размежеванию. Пусть вялые и непродуктивные, но велись. Теперь позиции сторон на этих переговорах будут отброшены назад».
Вслед за возвращением посла в Москву стало известно о том, что в Токио все же желают двусторонней встречи лидеров. Сторонники жесткой руки в правительстве Японии предлагали изучить вопрос об экономических санкциях против Москвы. Однако от этого быстро отказались под влиянием деловых кругов, заинтересованных в торгово-инвестиционных связях с Россией.
То, что лидеры Японии и России готовятся к диалогу, в пятницу одновременно подтвердили обе стороны. В Токио об этом сообщил генеральный секретарь кабинета министров Есито Сэнгоку. «Меня проинформировали, что идет процесс согласования времени этой встречи», – сказал он. Ранее Кан все же оговорился, что хотел бы поднять тему Южных Курил в ходе беседы с Медведевым.
Пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова также подтвердила: «У президента Медведева на саммите АТЭС планируется встреча с премьер-министром Японии, в настоящее время идет согласование графиков двух лидеров».
«На повестке дня – вопросы развития двусторонних отношений», – заявила пресс-секретарь. «Японская сторона традиционно поднимает на таких встречах вопрос об островах Курильской гряды, – отметила она. – Позиция России по этой проблеме неизменна».
При этом Медведев открыт для обсуждения всех вопросов, которые могут быть затронуты во время его планируемой встречи с Наото Каном в Иокогаме, заявил ранее помощник главы российского государства Сергей Приходько. «Мы готовы обсуждать любые темы», – подчеркнул он.
Однако продолжающееся нагнетание эмоций с японской стороны по поводу поездки президента России на остров Кунашир вызывает недоумение в Москве, ранее заявлял министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Одновременно российский министр напомнил о позиции Москвы, считающей неприемлемыми любые протесты японской стороны, связанные с планами российского руководства по посещению Курильских островов.