Глава комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко знаком с Сергеем Собяниным, который в четверг будет избираться столичным парламентом на пост мэра Москвы, почти 10 лет. Он помнит его еще губернатором и депутатом Ханты-Мансийской думы. Однако с высокопоставленным чиновником бывший бизнесмен встречался не только на официальных мероприятиях, но и на охоте, на рыбалке и даже в бане. О том, каким запомнился Сергей Собянин своему окружению, депутат рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
Он настоящий сибиряк, который может выжить в любых условиях, в том числе и в лесу
ВЗГЛЯД: Вячеслав Степанович, вы очень длительное время работали вместе с Сергеем Собяниным. Как вы с ним познакомились?
Вячеслав Тимченко: Познакомились мы с ним, когда он еще был председателем думы Ханты-Мансийского округа, до того как стать губернатором Тюменской области. Я работал в тот период одним из руководителей тюменской нефтяной компании. Отвечал за социальный блок и за взаимодействие с органами власти. И там в ходе общения с руководством округа я и познакомился с Сергеем Семеновичем. Уже тогда он пользовался, несмотря на молодой возраст, большим уважением и авторитетом. Прошел хорошую школу муниципального управления.
ВЗГЛЯД: Как он строил отношения с бизнесом? Вам было легко с ним общаться, ведь сейчас многие считают его очень жестким руководителем?
Глава комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко (фото: er.ru) |
В. Т.: При любом выстраивании отношений он исходил из интересов жителей. И для бизнесменов края ставилась обязательным условием реализация социальных программ сотрудничества. Многие предприятия и компании стремились тогда подписать соглашения с руководством края либо определить условия работы на территории своего субъекта. И он четко обрисовал ситуацию и четко давал понять, что нужно сделать для решения социальных проблем всего населения края.
При общении с ним все было понятно и объективно. Он хотел построить культурный центр в городе, бассейн и спортзал. Точно так же он вел себя и в отношении подчиненных. Он никогда не рубил сплеча. Сперва всегда все анализировал, не принимал поспешных решений. Для начала он давал человеку раскрыться, и только если человек не справлялся с поставленной задачей, Собянин делал так, чтобы его сотрудник сам понял, что не справляется, находится не на своем месте и не соответствует уровню запросов. При этом если человека и увольняли, его никогда не выбрасывали на улицу. Я помню, что Сергей Семенович всегда лично встречался с человеком и предлагал ему альтернативное направление работы или другой участок. Многие люди, таким образом, находили себя в другой сфере. И для него абсолютно неважно было войти в историю. Он просто реализовал свою программу и делал свою работу, никого не ломая через колено.
ВЗГЛЯД: Все знают, что Сергей Семенович заядлый охотник, а вы с ним охотились?
В. Т.: Он действительно очень заядлый охотник. Как человек, который если за что-то берется, то делает это максимально профессионально, даже охотой он занимался профессионально, изучая все повадки зверей и систему устройства оружия. Мне рассказывали тюменские охотники, как однажды Собянин, еще будучи председателем думы ХМАО, ушел охотиться на рысь. А рысь – очень осторожное животное. Чтобы выследить ее и затем подстрелить, он двое суток шел по ее следу со скудным запасом еды и воды и все-таки выследил ее и убил. Все уже начали беспокоиться за него. Ведь с собой у него не было даже палатки, и он ночевал в лесу, в тайге. Он настоящий сибиряк, который может выжить в любых условиях, в том числе и в лесу. Этот пример показывает, что у Собянина твердая рука, выдержанный дух и нервы.
ВЗГЛЯД: А что было после охоты?
В. Т.: После таких длительных походов для Сергея Семеновича, конечно же, топили баню. Он любит париться с вениками, любит чай хороший с медом. А еще Сергей Семенович – очень хороший рыбак.
ВЗГЛЯД: А кто ему составляет компанию на охоте? Его коллеги и однопартийцы?
#{help=441135}В. Т.: Нет, он ходит с единомышленниками по охоте. Он не любит бильярдную охоту, как в тире, когда все готово. Для него важно самому выследить зверя в охотничьих заимках и охотхозяйствах. Очень целеустремленный человек, и для него важно все делать всерьез.
ВЗГЛЯД: В обычной, семейной жизни он так же аскетичен? В Тюмени у него был большой дом?
В. Т.: Нет, он никогда не отличался любовью к роскоши. У него была обычная квартира. Никаких дворцов, как у многих губернаторов, у него не было. Был, конечно, дом приемов губернатора, где он принимал делегации из-за рубежа, но не более того.
ВЗГЛЯД: Сергей Семенович каждый год-два менял работу, делал стремительную карьеру. Он, наверное, все время выглядел уставшим?
В. Т.: Он, конечно, никогда не жаловался, но последнее время было видно, что, безусловно, очень уставал. Он всегда работал очень плодотворно, допоздна и без единых выходных. Для него нет ни субботы, ни воскресения. Да и психология у него абсолютно другая. Он шел по улице и смотрел: а что можно еще сделать, что можно изменить? Он один из первых заинтересовался обликом Тюмени. И впоследствии первый перестроил весь центр города. До его прихода Тюмень называли столицей деревень. Раньше в центре города был заброшенный стадион и грязные переулки. С его приходом стадион перенесли на окраину, а на его месте разбили шикарный парк. Я помню, как мы шли с ним по улице, я спросил: «Сергей Семенович, вы что, хотите здесь сделать Новый Арбат, как в Москве?» А он ответил, что собирается сделать больше – не Арбат, а Цветной Бульвар, как в столице. Так сейчас и называют этот парк в Тюмени – Цветной бульвар. Зимой там ледовые фигуры, летом – карусели, кафе, лодочки.
ВЗГЛЯД: Раз вы знакомы давно, может быть, вас приглашали работать в московскую мэрию?
В. Т.: С таким человек всегда хорошо и приятно было работать. Для меня он всегда останется человеком с большой буквы, которого я всегда уважал и буду уважать. Хотя в московскую мэрию он меня не звал.