В постпраздничные дни значительных перемен в электоральной активности украинцев не произошло. Как и в декабре, голосовать на выборах президента Украины намерено около 80% избирателей.
Янукович мог вообще ничего не делать на протяжении этих трех месяцев, потому что на него работали его оппоненты
Лидер Партии регионов Виктор Янукович, как и прежде, лидирует в рейтинге кандидатов. Второе место пока занимает премьер Юлия Тимошенко. Ей в затылок дышит экс-глава Национального банка Украины Сергей Тигипко. Значительно ниже этой троицы рейтинги экс-спикера Арсения Яценюка, президента Виктора Ющенко, главного коммуниста страны Петра Симоненко, спикера парламента Владимира Литвина, экс-министра обороны Анатолия Гриценко и националиста Олега Тягнибока. Остальные участники выборов едва ли тянут даже на один процент голосов.
Общее впечатление, которое произвели забеги кандидатов на избирателей и политологов, – это грязь и сумбур. Особенно этим, по мнению большинства экспертов, грешили кандидаты от власти.
Столпотворение в тамбуре вагона
«Они не гнушались использовать откровенный компромат в отношении оппонентов. В кампании господствовал, скорее, медиа, чем гражданский политический процесс, диалоговый процесс кандидатов с избирателями. Не был определен тот перечень вопросов, который бы составил предвыборную дискуссию. Каждый кандидат вел эгоцентричную линию, поэтому дебаты вообще не стали каким-то событием на этих выборах», − поделился своими впечатлениями от трехмесячного марафона президент Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев.
По мнению политолога, украинское общество желает перемен, но оно очень пассивно на этих выборах и выступает, по сути, в роли наблюдателя: «Эти выборы, в отличие от выборов предыдущих, очень интравертны. Во главу угла поставлен вопрос не на что ориентироваться вовне (то, что можно было бы назвать цивилизационным выбором), а как банально обустроить страну».
Политтехнологу Тарасу Березовцу все происходившее до сегодняшней пятницы напоминало столпотворение в тамбуре железнодорожного вагона, «в который забралось 18 кандидатов. В такой обстановке чем-то активно выделиться на общем фоне достаточно трудно. Когда 16 пассажиров выйдут на своей остановке и там останутся только двое (причем все понимают, кто это будет), естественно, кампания станет более жесткой и динамичной. И наверняка будут использованы совершенно новые темы».
Янукович: тяжелый бомбардировщик
Постоянные метания в рекламной стратегии от откровенного гламура с тиграми до технократической программы спасения
В пятницу вокруг «Святой Софии» появились бело-синие флаги, 50 синих палаток с логотипом Партии регионов и огромная сцена с узнаваемой агитационной «шапкой» от кандидата в президенты Украины Виктора Януковича «Украина – для людей!».
Агитаторы утверждают, что палатки просто собраны здесь, на площади, из разных районов Киева, с ними вместе «переехали» на новое место дислокации и сами агитаторы, и что ни о каком подкреплении из регионов пока речи нет. Каждому желающему на площади пока раздают агитационные «подарки» от кандидата, но партийные агитаторы, предлагая потенциальным избирателям заполнить специальную анкету и оставить номер телефона, обещают еще и настоящие подарки от Партии регионов. Все готово к первому туру, который, скорее всего, Виктор Янукович и выиграет.
Между тем накануне глава СБУ Валентин Наливайченко объявил на всю страну, что у центрального штаба Януковича задержан автомобиль с полумиллионом гривен на подкуп избирателей… Однако вряд ли это заявление что-то изменит в предвыборных раскладах.
Сам кандидат в одном из последних перед первым туром интервью на вопрос, чем он отличается от Юлии Тимошенко, сказал: «Не люблю много говорить». «Тимошенко, когда работает, ищет виновных в неудачах, а я старался достигать результата. Тимошенко много говорит, и часто это не совпадает с ее делами. Я не люблю много говорить, и для меня принципиально, чтобы все выполнялось», − подчеркнул лидер оппозиции.
«Виктор Янукович провел свою кампанию ровно, − считает политолог Андрей Ермолаев. − Он стартовал с позиции электорального лидера, и ему удалось сохранить это лидерство на протяжении всей кампании. Возможно, поэтому была выбрана достаточно уравновешенная пропагандистская и имиджевая стратегия. Янукович старался избегать откровенных компроматных ходов. Было два акцента. Это критика оппонентов за положение дел в стране и пропаганда своей программы. Вот эта ровность позволила ему сохранить преимущество».
Большинство экспертов считает, что Янукович мог вообще ничего не делать на протяжении этих трех месяцев, потому что на него работали его оппоненты, каждый день раскрываясь перед избирателями во всей «красе». В то же время политтехнологу Тарасу Березовцу кампания Януковича напоминала «ковровое бомбометание с целью накрыть все возможные слои населения Украины»: «Она была простой, как двери, но именно таковым и является электорат Януковича».
Тимошенко: кампания на грани
#{portret}Если в пятницу от Виктора Януковича избирателям в Киеве раздавали гречку, то, как зафиксировали наблюдатели гражданской сети «Опора», от Юлии Тимошенко людям дарили … рис. А еще, по словам наблюдателей, в продуктовый пакет с логотипом БЮТ входит сгущенка, макароны и подсолнечное масло. Неплохое подспорье после праздников! Правда, утверждают, что главный конкурент премьера Виктор Янукович в свои продуктовые наборы докладывал еще сладости.
«С самого начала она определила себя как главного кандидата от бывшей «оранжевой команды». Ее кампания была хоть и самой креативной, но при этом и самой сумбурной. С одной стороны, это была попытка объединить вокруг себя всех бывших соратников по Майдану, но, с другой стороны, откровенная война с Ющенко. Постоянные метания в рекламной стратегии от откровенного гламура с тиграми до технократической программы спасения», − поделился с газетой ВЗГЛЯД своим видением кампании премьера Ермолаев.
По его мнению, эта сумбурность и навредила Тимошенко, потому что избиратель никак не мог рационально определиться с выбором. «Тимошенко смогла нарастить поддержку к первому туру как яркий политик, но определенный разрыв между нею и Януковичем сохраняется, и преодолеть его будет очень сложно во втором туре», − добавил он.
Чтобы максимально поправить ситуацию еще к первому туру, три часа 14 января премьер-министр в качестве кандидата в президенты общалась с представителями центральных и региональных средств массовой информации в выставочном центре на левобережье столицы. И сказала, что свое поражение на выборах она просто исключает. И никакого «запасного» варианта у Тимошенко просто нет: «У меня нет никакого плана «Б». У меня есть план «А», который станет реальностью жизни нашей страны через несколько недель».
Ющенко: прощальное танго
По словам наблюдателей, в продуктовый пакет с логотипом БЮТ входят сгущенка, макароны и подсолнечное масло
Последним гвоздем в крышку гроба своего врага номер один президент считает обнародование данных об офшорах, куда премьер-министр Юлия Тимошенко, по его утверждению, перечислила средства. Об этом он заявил в четверг во время встречи с жителями города Вышгород Киевской области. Ющенко рассказал об уголовных делах, которые в свое время возбуждались против Тимошенко, о фактах ее задержания и тому подобное.
«Следствие доказало, что Тимошенко неоднократно давала взятки в особо крупных размерах», − сказал Ющенко, добавив, что взятки она давала, в частности, и бывшему премьер-министру Павлу Лазаренко за содействие работе компании «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ).
«У нее нет квартиры, у нее нет земли, у нее нет дачи. Премьер – бомж», − в очередной раз повторил Ющенко. На вопрос, почему же он в таком случае в 2005 году назначил Тимошенко премьер-министром, Ющенко ответил: «Ну, одну ошибку можно допустить в жизни?»
К сожалению, Виктор Андреевич допустил не одну ошибку за пять лет своего президентства. Эпоха разочарования в нем и его политике, к счастью, завершается, а предвыборную кампанию президента политтехнолог Березовец назвал «бестолковой»: «Ющенко сделал ставку на пропаганду своих достижений как президента, приписав весь позитив, достигнутый правительствами Януковича и Тимошенко, себе, а весь негатив и свои ошибки списав на них».
С ним согласен политолог Андрей Ермолаев: «Президент провел очень неудачную кампанию. Правильно было бы ему вообще отстраниться от этих выборов. Но сделан был другой выбор… В центре его кампании была критика Тимошенко и пропаганда собственного варианта конституционной реформы», − отмечает эксперт.
«На мой взгляд, это не лучший выбор. Тем более что Ющенко крайне эгоистичен как политический лидер, очень много провел больших многослойных эфиров, его менторский тон – все это, мне кажется, сыграло только в минус Ющенко. Конечно же, как политик, который отстаивает ценностные позиции, он имеет свое электоральное ядро, однако шансов на выход во второй тур у него нет, и вряд ли они появятся», − констатирует он.
Тигипко: новая надежда
Ющенко сделал ставку на пропаганду своих достижений как президента, приписав весь позитив себе
Экс-главе штаба Януковича на прошлых президентских выборах Сергею Тигипко эксперты отводили скоромную роль технического кандидата в пользу Тимошенко. А он взял да и удивил всех, едва ли не замахнувшись на второй тур. Впрочем, шансов обогнать Юлию Владимировну, даже с учетом едва ли не 20% не определившегося с выбором электората, как утверждают аналитики, нет. Однако возможны варианты.
Например, с фантастическим предложением выступил в пятницу в прямом эфире Черноморской телерадиокомпании экс-лидер крымских регионалов, народный депутат Украины Василий Киселев. Он считает, что если между Тимошенко и Януковичем в первом туре президентских выборов будет слишком большой разрыв в пользу последнего, то лидер БЮТ должна уступить место для борьбы во втором туре Сергею Тигипко.
Политолог Андрей Ермолаев считает, что Тигипко провел очень интересную кампанию: «По сути, он реализовал запрос украинского общества на обновление политики. Если в начале года таким олицетворением свежей крови был Арсений Яценюк, то к концу года новой надеждой украинцев стал Сергей Тигипко. Причем это больше результат его удачной рекламной кампании, чем удачной политики», − замечает он.
При этом эксперт считает, что Тигипко не раскрылся как политический лидер, но его имиджевые ходы, его рекламная стратегия очень хорошо вписались в ожидание нового и усталость от старого выбора. «Поэтому те избиратели, которые разочарованы пятью годами «оранжевых» и разочарованы в старых политических лидерах, отдадут голоса Тигипко. Его рекламная кампания – это кампания пропаганды такого прагматика, успешного, откровенного человека. И эти его личные характеристики стали решающими», − продолжил Ермолаев.
«Самой неожиданной и точечно направленной» назвал кампанию Тигипко и политтехнолог Тарас Березовец*: «Он абсолютно правильно сработал через лозунг «сильная страна», ответив на ожидания избирателей, уставших от постоянных поражений и ищущих нового сильного лидера»
Яценюк: остался в блиндаже
#{ussr}Экс-спикер парламента Арсений Яценюк в ходе избирательной кампании свой шанс потерял и вряд ли теперь может что-то изменить. Таков вердикт всех без исключения экспертов. Для обывателя Яценюка «выбила из седла» перепалка с мэром Ужгорода Ратушняком по поводу национальности Арсения Петровича, однако аналитики считают, что появившиеся в народе шутки по поводу того, что Яценюк прячет в шароварах пейсы, – это лишь пена на поверхности.
Как пояснил газете ВЗГЛЯД политолог Андрей Ермолаев, Яценюк был настоящим лидером ожиданий общества в начале 2009 года, в середине года имел уровень симпатий не ниже 15% и едва ли не перегонял Тимошенко, но его погубила абсолютно бездарная рекламная кампания, малопонятная, которая выглядит как борьба с самим кандидатом.
Кроме того, по мнению собеседника, немаловажно, что Яценюк с самого начала заявил о своих лидерских амбициях, создал организацию, которая своим названием «Фронт перемен» обязывала к активным действиям, но никакого фронта не появилось: «Так и остался лишь политический блиндаж Яценюка. Мне кажется, что вот эта риторичность, отсутствие практических действий, отсутствие лидерских навыков у Яценюка плюс странная рекламная кампания и привели к тому, что он к концу гонки растерял больше половины всех тех голосов, которые у него были в начале года».
Солидарен с этим мнением и политтехнолог Тарас Березовец, который считает кампанию Яценюка самой неудачной в нынешней гонке.
Впрочем, сам кандидат, конечно же, такие оценки не разделяет. Последняя «фишка» от Яценюка – это призыв к Ющенко и Тимошенко снять свои кандидатуры с выборов. Об этом заявил кандидат в президенты Арсений Яценюк в четверг в эфире радиостанции «Эра FM», сообщает пресс-служба Фронта перемен.
«Тимошенко и Ющенко должны снять свои кандидатуры и сказать: «Мы хотим нового президента в стране. Мы приняли решение, что против Януковича выходит новый кандидат. Это Яценюк. Мы его поддерживаем», − мечтает Арсений Петрович.
Литвин: из миротворцев в конкуренты
Последняя итоговая пресс-конференция спикера в качестве кандидата в президенты вызвала не одну ироническую улыбку. Динамичный выход улыбающегося главного героя к прессе под музыку «Время, вперед!» вызвал стойкую ассоциацию с началом вечерних новостей на одном из центральных российских каналов. Возможно, этого и добивались технологи, придумавшие Владимиру Михайловичу слоган «Время Литвина», но у среднестатистического украинца никакого позитива такое позиционирование не вызвало.
К тому же приглашенные журналисты явно скучали, поскольку право задать вопросы кандидату, в первую очередь, дали тем «первым встречным», кто дозвонился в организованный в зале call-центр.
Впрочем, надо отдать должное Литвину, который нигде публично не утверждал, что всенепременно победит на нынешних выборах. Его задача более прозаична. Во-первых, закрепить за собой 3−5% избирателей, с помощью доверия которых можно будет смело штурмовать парламент на очередных внеочередных выборах в Раду, которые, как прогнозируют эксперты, не за горами. Во-вторых, после нынешних президентских выборов сохранить свою должность председателя Верховной рады.
«Мне кажется, что кампания Литвина была маловыразительной, − считает политолог Андрей Ермолаев. − То есть с самого начала он пытался отпозиционироваться от имиджевой кампании Тимошенко. Его команда применила прием «он» в противовес кампании «она» и старый эксцентрический слоган о том, что «Литвин нужен стране». В ходе выборов, на мой взгляд, так и не была раскрыта программа Литвина. Все, что запомнилось из нее, − это поддержка ЕЭП, хотя идея выглядит странно, учитывая появление Таможенного союза. Новая реальность означает новые предложения».
Еще более строгим в оценках кампании спикера оказался политтехнолог Тарас Березовец, назвав ее «провальной»: «Спикер, который из ниши миротворца образца 2004 года, которая давала ему твердые 3−4%, пошел в нишу самого пророссийского кандидата и совершенно там потерялся на фоне Януковича. В результате его рейтинги сильно упали».
Симоненко: вождя могут сменить
Еще одной провальной кампанией считает политтехнолог Тарас Березовец агитацию за себя любимого лидера украинских коммунистов Петра Симоненко. По мнению эксперта, бездействие Симоненко и соответствующий результат, который вряд ли обрадует однопартийцев, может даже привести к смене руководителя Компартии Украины.
Действительно, пара рекламных роликов на радио – вот, пожалуй, и все, что выдал на-гора Петр Николаевич. При этом нельзя сказать, что у коммунистов нет денег на выборы, особенно когда наблюдаешь, что вот уже который месяц подряд КПУ платит частной охранной фирме за то, чтобы вандалы вновь не посягнули на скульптуру вождя мирового пролетариата в центре Киева…
И остальные
#{interview}«Все настолько серо и однообразно, что никого невозможно выделить из остальных кандидатов», − разочарован «кордебалетом» неосновных участников гонки политтехнолог Тарас Березовец. Например, Василий Противсих. Увы, этот кандидат, кроме того, что сменил фамилию ради того, чтобы оказаться в центре внимания, больше ни разу ничем избирателя не удивил.
Инна Богословская весьма резво начала кампанию. От нее ожидали ожесточенной критики Тимошенко. Однако, судя по всему, Инна Германовна не выдержала конкуренции в этом вопросе с действующим президентом.
Экс-министр обороны Анатолий Гриценко, на которого были большие интеллектуальные ставки, также не порадовал ничем. Хотя и удивил слоганом «Первый непроходной». А, как известно, как вы яхту назовете, так она и поплывет.
Более яркой и агрессивной кампании все ожидали от националиста Олега Тягнибока, который мог выступать с традиционной для себя праворадикальной риторикой. Но, увы… Он, как и Инна Богословская, не стал перебегать дорогу Ющенко с его национальными идеями.
В избирательной гонке еще принимали участие призывавший покупать все украинское Юрий Костенко, яркие ораторы Михаил Бродский и Сергей Ратушняк, спасшая Тимошенко от номера «13» в избирательном списке Людмила Супрун (подала в суд за нумерацию кандидатов, и ее сняли), киевлянин Александр Пабат, который даже свое кандидатство не использовал в мирных целях для традиционной борьбы с действующим мэром Киева Черновецким, а о кандидате Олеге Рябоконе вообще ничего вспомнить нельзя, кроме того, что он был первым из зарегистрировавшихся в ЦИК.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом