Во вторник в Россию в пятый раз приедет министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос. Впервые он посетил Москву в 2004 году после получения министерского портфеля. Господин Моратинос проведет переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым, который и пригласил его в Россию.
Традиционная система сдержек и противовесов, которая привязана к отдельным государствам, оказалась сильнее, чем вертикаль власти
Как рассказал РИА «Новости» замглавы внешнеполитического ведомства России Андрей Нестеренко, одним из главных на переговорах станет вопрос о подготовке предстоящего в 2010 году визита в Россию председателя правительства Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро. Также министры поговорят о развитии двустороннего сотрудничества и «взаимодействия в поисках ответов на новые угрозы и вызовы».
При этом Нестеренко подчеркнул, что в центре внимания будет тема укрепления взаимодействия России с ЕС, так как ближайшие полгода Испания будет в нем председательствовать (предыдущие полгода в этом статусе находилась Швеция).
«В этом контексте министры планируют обсудить вопросы подготовки к предстоящему саммиту Россия − ЕС. Отдельное внимание будет уделено конкретным мерам по продвижению в тех направлениях, которые наиболее ощутимо сказываются на повседневной жизни граждан наших стран. В частности, речь будет идти и об установлении безвизового режима взаимных поездок граждан России и государств ЕС», − сообщил Нестеренко.
Еще министры обсудят предложение президента России Дмитрия Медведева заключить Договор о европейской безопасности. Испания одной из первых проявила интерес к этой инициативе. Отметим, что российский лидер предлагает создать на территории «от Ванкувера до Владивостока» новую архитектуру безопасности. В конце прошлого года Кремль опубликовал проект документа, копии которого получили члены Организации безопасности и сотрудничества в Европе и руководство НАТО.
Старший эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев отмечает, что российско-испанские отношения развиваются «в рамках конструктивного вектора», который был заложен во время визита Дмитрия Медведева в Мадрид в марте прошлого года. «Общая позитивная тональность с этого времени сохраняется, несмотря на то, что до этого Испания вела себя двойственно по отношению к России», − сказал Минаев газете ВЗГЛЯД, отметив, что это главным образом касалось российских предпринимателей.
Политолог уверен, что это сотрудничество позитивно влияет на общий контент взаимодействия Москвы с Брюсселем. Обсуждение Россией и Испанией проекта по евробезопасности, уверен Минаев, говорит о существовании квинтэссенции нового партнерского формата, который продолжает развиваться в двусторонних связях.
Что касается полугодового председательства Испании в Евросоюзе, то Мадрид пообещал плотно работать с новыми руководителями ЕС − председателем европейского совета Херманом ван Ромпеем и верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Эти должности возникли после ратификации Лиссабонского соглашения – основополагающего документа для единой Европы, который заменил неудавшийся проект Евроконституции.
При этом Моратинос пообещал помогать новым руководителям эффективно взять бразды правления ЕС. Так он комментировал информацию, что Испания якобы намеревается в одиночку играть эти полгода первую скрипку в Евросоюзе.
Заведующая отделом исследований европейской интеграции Института Европы РАН Ольга Потемкина рассказала газете ВЗГЛЯД, что Херман ван Ромпей два с половиной года будет возглавлять европейский совет, который объединяет глав государств и правительств Евросоюза – высший законодательный орган этой региональной организации. Раньше его возглавляла председательствующая в ЕС страна. После вступления в силу Лиссабонского соглашения председатель Евросоюза возглавляет лишь отраслевой совет, объединяющий отраслевых министров. Только в нем сохранилась полугодовая ротация между членами Евросоюза.
«Если все дела в Европейском союзе будет координировать так называемый президент ЕС, то, скажем, в совете министров за сельское хозяйство или внутренние дела будут отвечать главы министерств страны-председателя», − пояснила Потемкина.
Эксперт не согласна с мнениями, что Херман ван Ромпей − заурядный политик. Она напоминает, что одним из самых сильных его качеств считается умение идти на компромиссы и вести переговоры. Поэтому конфликта между испанским руководством и Ромпеем возникнуть не должно. Но роль Испании как председателя Евросоюза тоже велика. Мадрид подготовил несколько амбициозных отраслевых программ.
По мнению Максима Минаева, ожидания по формированию новой структуры ЕС в полную силу не оправдываются. «Может, причиной является сам Ромпей, который стал компромиссной фигурой. Может быть, традиционная система сдержек и противовесов, которая привязана к отдельным государствам, оказалась сильнее, чем вертикаль власти в Брюсселе в целом», − считает политолог, добавляя, что председательствующая страна во многом способна заметно повлиять, в том числе, на внешнеполитический курс объединения вне зависимости от позиции нового руководства в Брюсселе.
В связи с этим Минаев прогнозирует, что Испания в течение полугода способна качественно изменить политику ЕС, не подстраиваясь, а формируя мнение Хермана ван Ромпея. За такой сценарий говорит желание испанского правительства активизировать диалог Евросоюза со странами Латинской Америки. «Испанцы способны выступать в качестве активного субъекта в роли председателя ЕС, переигрывая его в рамках его новой организационной структуры», − подытожил эксперт.