Новый генсек НАТО − датчанин Андерс Фог Расмуссен, который на первой же пресс-конференции заявил о необходимости расширять и углублять партнерство Североатлантического альянса с Россией, − еще до конца года посетит Москву.
НАТО не с руки решать проблемы Тбилиси или разбираться с «санта-барбарой, которая происходит в Киеве
Скорее всего, визит Расмуссена состоится в декабре, сразу после министерской встречи в рамках диалога Россия − НАТО, которая назначена на первое декабря. «Визит не рядовой», − отметил во вторник постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин.
По его словам, карьера Расмуссена − это карьера политика, а не чиновника. Посему от встречи в Москве стоит ждать «политических последствий». При этом в альянсе не скрывают, что НАТО заинтересовано в России. Москве, считает Рогозин, продуктивные отношения с Брюсселем не менее интересны. Поэтому в ближайшее время обеим сторонам предстоит устранять недоговоренности и недопонимания, которые мешают эффективному взаимодействию.
Одной из основных тем предстоящего диалога российского руководства с генсеком НАТО, по словам Рогозина, станет вопрос сотрудничества России с НАТО в сфере противоракетной обороны. Дипломат объяснил, что создание единой системы ПРО − «любопытная инициатива». И сейчас в Москве проводится «самая тщательная экспертиза» данной идеи. Но многое здесь будет зависеть от позиции НАТО. Москву, говорит Рогозин, не устроит, если США вознамерятся «подмять под себя» европейские ПРО.
«В случае если у нас появится еще больше ясности в том, что предлагает Вашингтон, если мы поймем, что на самом деле инициатива европейской противоракетной обороны не будет частью противоракетной обороны США, то да, такого рода усилия возможны», − подчеркнул постпред.
Также Рогозин заметил, что хотя Россия «является поборником режима нераспространения», она по-прежнему считает переговоры (а отнюдь не гонку вооружений) наиболее надежным способом сдерживания ядерных амбиций отдельных государств. И настаивает на том, что в первую очередь необходимо обращаться к дипломатическим ресурсам, а не «прикручивать гайки к тактическим или стратегическим ПРО».
Речь в данном случае идет о ракетной и ядерной программах Тегерана, которыми США в свое время объясняли необходимость создания элементов системы ПРО в Польше и Чехии (как известно, позднее от этой концепции Обама отказался).
Однако Рогозин счел нужным напомнить, что взамен наземных систем ПРО, США хотят развернуть мобильную систему противоракетной обороны. «Где гарантии, что эта система не приплывет к нам?» − вопрошает постпред.
По его словам, было бы неплохо получить от коллег из Вашингтона такие гарантии. А также обязательства использовать на кораблях средства поражения ракет именно малой и средней дальности.
Кроме того, Рогозин вполне однозначно опроверг предположения, что Россия может войти в состав НАТО. «Великие державы не вступают в коалиции, великие державы коалиции создают», − отрезал постпред.
А вот Украину и Грузию, по его словам, в НАТО просто не примут. «Тема расширения НАТО на восток стала маргинальной в наших отношениях», − говорит Рогозин.
Постпред уверен, что если две бывшие советские республики станут частью военного союза, то альянс «скончается как организация». Рогозин объяснил, что НАТО не с руки решать проблемы Тбилиси или разбираться с «санта-барбарой, которая происходит в Киеве». «Смотреть на это интересно, но держать у себя в доме этот табор никто не хочет», − уверен постпред.