Спорить до входа в клинч два сопредседателя «Правого дела» Леонид Гозман и Борис Титов начали с момента появления правого партийного союза. К примеру, в начале лета политики схлестнулись на почве того, какой должна стать агитационная кампания «Правого дела» – жестко оппозиционной по отношению к мэру Лужкову или компромиссно-соглашательской. В итоге всех переиграло столичное отделение: кампания завершилась, так и не начавшись. Другой вопрос, что отказ от борьбы за Мосгордуму Гозмана и Титова между собой не примирил.
Гозман пишет, что московские власти стали «олицетворением коррупции, лицемерия и лжи». Мэрия уже заявила, что письмо сопредседателя правых является клеветой
А на днях Леонид Гозман инициировал виртуальный сбор подписей за отставку столичного градоначальника. Установленный на специально созданном под эту акцию сайте счетчик, который фиксировал онлайн росписи, начал крутиться с бешеной скоростью. На что, разумеется, не смог не отреагировать сторонник «дружбы» с Лужковым Борис Титов.
«Я не могу расценить такой поступок иначе, как эпатаж, преднамеренную провокацию скандала. Я убежден: это деструктивная политика», – объяснил газете ВЗГЛЯД Титов. По его словам, вряд ли президент примет решение об увольнении чиновника такого ранга на основании виртуальных подписей, даже если их окажется миллион. «А если именно на этом основании, то это будет очень плохой пример. Государство не должно управляться с помощью виртуальных флэшмобов», – уверен сопредседатель «Правого дела».
«Я не согласен с оценками Бориса Юрьевича. И крайне сожалею, что наши разногласия выносятся на широкую публику, это не помогает нашему общему делу», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД слова своего коллеги Леонид Гозман.
Между тем, отметим, что в письме Гозмана на сайте говорится, в частности, что московские власти стали «олицетворением коррупции, лицемерия и лжи». Мэрия уже заявила, что письмо сопредседателя правых является клеветой и граничит с «преступлением против общества», а количество подписей под обращением искусственно завышено. В связи с этим Лужков намерен подать иск в суд на Гозмана. Гозман со своей стороны обещает подать иск встречный.
«Я считаю, что вынесение мэром Москвы этих оценок в публичную плоскость оскорбляет меня, граждан, подписавших это письмо и разделяющих наши оценки деятельности мэра Москвы, а также партию «Правое дело», сопредседателем которой я имею честь состоять. В связи с этим я намерен обратиться в суд с иском к мэру Москвы о защите чести, достоинства и деловой репутации», – отмечает Гозман.
А пока лидеры правых по привычке заочно пикировались между собой и с мэрией, орудия на линию фронта вывели руководители региональных политсоветов. В распоряжении газеты ВЗГЛЯД оказалось заявление «группы членов партии», в котором они огласили свои претензии к нынешнему начальству и рассказали, что жить дальше надо в соответствии с идеалами демократов «новой волны», а не с принципами «матерых» политиков.
«Партии «Правое Дело» – один год. Мы – группа членов партии – вынуждены высказать свое разочарование тем, как идет ее формирование. За год мы не только не продвинулись вперед и стоим на месте, но и растеряли поддержку даже тех немногих сторонников, которые дали нам свое доверие в кредит», – говорится в обращении.
По словам активистов, выстроенная при объединении трех организаций система сдержек и противовесов, которая должна была обеспечить равноценное представительство членов СПС, «Гражданской силы» и Демпартии в едином союзе, больше не работает. Напротив, «вектор сдерживания» только блокирует новые инициативы, а внутренние противоречия никуда не уходят и регулярно «выливаются в публичное пространство».
Что до «разногласий между сопредседателями», они уже стали причиной отказа партии от участия в знаковых выборах в столичный парламент. И хотя в драке обычно виноваты двое, региональщики считают, что все беды «Правого дела» проистекают от «матерых» политиков в принципе, которым опыт прошлого подсказывает: в России возможно построить только «виртуальную» партию.
Есть «Единая Россия», «Справедливая Россия», будет «Правая Россия», чтобы сразу было понятно, кто на каком фланге политического поля находится
Сами заявленцы, судя по всему, причисляют себя к когорте «демократов «новой волны», без груза прошлых ошибок». И призывают остальных товарищей забыть об «эпатажных пиар-акциях», «прислушаться к голосу разума» и, «не дожидаясь консенсуса сопредседателей, немедленно приступить к конкретной работе». То есть до конца года созвать внеочередной съезд, чтобы на нем утвердить «предвыборные тезисы» партии и решить «другие проблемные вопросы».
Хотя конкретные фамилии в заявлении «группы членов партии» не фигурируют, разделение на «матерых» политиков» и «новичков», а также ссылки на «эпатажные пиар-акции» позволяют предположить, что региональщики выступают на стороне Бориса Титова. Посему, как объяснил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД источник в партии, одним из основных «проблемных вопросов» на съезде может стать пункт о реформировании начальственной верхушки «Правого дела». Борис Титов никогда не скрывал, что считает единоначалие более подходящей конструкцией партуправления, чем триумвират, и готов, если на то будет воля народа, занять место флагмана.
Впрочем, заявленцы про выборы лидера даже не шепчутся. И упирают на то, что партии нужна «четкая, понятная избирателям программа», которую они и станут обсуждать на съезде.
Здесь, правда, они могут столкнуться с неожиданной конкуренцией. Пока активисты из числа местных лидеров только обсуждают необходимость принятия новой программы, рядовой, но влиятельный представитель «Правого дела» экс-глава Демпартии Андрей Богданов уже ездит по регионам и собирает предложения.
Как объяснил сам Богданов газете ВЗГЛЯД, фундаментом его версии программы станут тезисы из статьи российского президента «Россия, вперед!» (она была опубликована в газете ВЗГЛЯД 10 сентября). Кроме того, в документ войдут предложения региональных партийцев.
Написать программу Богданов обещает к следующему очередному съезду, то есть за год. А в качестве бонуса к программе активисты предлагают партии еще и поменять название на «Правую Россию». «Есть «Единая Россия», «Справедливая Россия», будет «Правая Россия», чтобы сразу было понятно, кто на каком фланге политического поля находится», – рассказал Андрей Богданов.
Леонид Гозман уточнил газете ВЗГЛЯД, что «ничего криминального» в подобной активности не видит, правда, не считает переименование партии «приоритетной задачей». «Политическая партия должна заниматься не внутренними проблемами, а внешними. Она существует для общества, для выражения определенных мнений. Поэтому приоритет – деятельность вовне», – отметил Гозман.
А Борис Титов и вовсе считает название «Правая Россия» не очень корректным для трехсоставного союза. «Мы не претендуем на то, что наш электорат – вся Россия. У нас узкий электорат – это думающие, активные, прогрессивные люди, которые заняты своим делом. И дело наше – правое», – пояснил газете ВЗГЛЯД Титов.