«Партия «Правое дело» все-таки будет участвовать в выборах в Мосгордуму!», – обрадовал в четверг журналистов член федерального политсовета Борис Надеждин. Сенсация удалась. В первую очередь, конечно, потому, что срок подачи документов для партий, желающих побороться за места в столичном парламенте, истек еще две недели назад.
Вся проблема в концентрации власти. Москвичи живут в вертикали Лужкова почти 20 лет
Кроме того, лидеры «Правого дела», что заочно передрались из-за конфигурации партсписка и концепции предвыборной программы, еще в июле сделали все, чтобы сняться с голосования, не добравшись даже до регистрации. Но увлекшись дележом строчек в первой тройке и спорами о том, надо ли штурмовать МГД самостоятельно или в составе «яблочной» колонны, верховные «праводельцы» не учли главного: выборы в московское заксобрание в этот раз идут не только по партспискам, но и по одномандатным округам. Оплошностью лидеров и воспользовались «самые энергичные» партийцы, которые решились на самостоятельный поход в столичные депутаты.
Изначально смельчаков было пятеро. Однако Светлане Гладышевой, которая выдвигалась в 14 округе, не повезло: бороться за голоса москвичей здесь решил еще и глава столичного отделения «Правого дела» Игорь Трунов. Так что Гладышевой осталось лишь переквалифицироваться в доверенное лица адвоката. Сняться с дистанции, дабы не устраивать внутрипартийной конкуренции, может еще один кандидат – Сираждин Рамазанов. Таким образом, «праводельцы» на выборах будут представлены тремя выдвиженцами: Борисом Надеждиным, Игорем Труновым и депутатом муниципального собрания района «Левобережный» Еленой Гусевой.
«Нам было бы легче, если бы был партийный список. Но надо работать с тем, что есть», – вздохнул Надеждин.
Глубокое сожаление по поводу того, что «Правое дело» не участвует в кампании, выразил также Игорь Трунов. По словам адвоката, «партия, которая не участвует в выборах, это смешно», кроме того, в ходе избирательной гонки организация могла бы «избавиться от всей пиар-шелухи».
Но хотя «Правое дело» по собственной воле «пролетело» мимо московского голосования, можно констатировать, что в трех отдельно взятых округах среди правой оппозиции победил подход сопредседателя партии и бывшего эспеэсовца Леонида Гозмана. В своих дебатах с другим сопредседателем – Борисом Титовым – Гозман настаивал на жесткой критике столичных властей. Именно ею и дышит каждая строчка общей для всех правых одномандатников предвыборная программа.
По словам Бориса Надеждина, в своих агитках правые обращаются к тем же проблемам, о которых говорят их политические конкуренты: столичной дороговизне, пробкам, засилью бюрократов и хаосу в ЖКХ. Однако у либералов готов уникальный ответ на все острые вопросы. «Вся проблема в концентрации власти. Москвичи живут в вертикали Лужкова почти 20 лет», – объяснил ключевое отличие правого ответа от всех остальных Борис Надеждин (действующему градоначальнику в сентябре исполняется 73 года – ВЗГЛЯД).
Горожане «живут без выборов вообще», добавил политик. А если нет выборов, то «нет ответственности» начальников перед народом. Кроме того, концентрация власти влечет за собой концентрацию денег, которые «распределяются не равномерно» и часто прилипают к начальственным рукам. Собственно за «политическую реформу», а также «открытость и прозрачность городской власти» «праводельцы» и намерены бороться в первую очередь. В случае получения депутатских мандатов они обещают настоять на «расследовании деятельности всех приближенных к мэрии подрядчиков и фирм», поставить префектуры под контроль Мосгордумы и ввести 65-летний возрастной ценз для кандидата на пост мэра.
«Да, это относится лично к Лужкову», – прокомментировал последнее требование Надеждин.
Выступление «Правого дела», правда, вряд ли произведет гнетущее впечатление на градоначальника. Тем более, Елена Гусева не исключила, что в случае успешного избирательного похода правые окажутся в одной фракции с «яблочниками», которые как раз настроены на диалог, а не на жесткий спаринг с московской властью. Остается только догадываться, как при таком развитии событий изменятся умонастроения «праводельцев».
Впрочем, кандидаты от самых разных партий нередко страдают короткой памятью на предвыборные обещания. Это, кстати, подтвердил Игорь Трунов. Исследовав вопрос, его соратники выяснили, что треть депрутатов Мосгордумы не держит свои предвыборные клятвы. А еще треть никак не участвует в законотворческой деятельности.
Данный факт так поразил адвоката, что он через сайт обратился к президенту Дмитрию Медведеву, предложив ему создать специальный комитет, который будет следить за тем, что обещают кандидаты в депутаты и что из обещанного они исполняют, когда обзаводятся заветными «корочками». «У нас наиболее выгодное положение сейчас, чтобы запустить такой проект: мы никогда никому ничего не обещали», – честно признался Трунов.
Кроме того, адвоката удручает невеликое количество юристов, заседающих в парламентах разного уровня. По словам главы столичного отделения «Правого дела», даже не каждый юрист способен написать закон, что уж говорить о ставших депутатами актерах и спортсменах. Для них Трунов предлагает ввести курс законотворческого «лиикбеза», на котором народным избранникам будут объяснять, как пишутся законы и почему они должны соответствовать международным нормам.
Под «праводельскую» раздачу попал и Сбербанк. Выдвинувшись в столичные депутаты, Трунов выяснил, что эта коммерческая организация обладает монополией на обслуживание кандидатов и взимает процент за свои услуги. Причем, данное право закреплено за Сбербанком московским избирательным законодательством. О своем открытии адвокат уже завтра в письменном виде доложит в Федеральную антимонопольную службу.