– Борис Юрьевич, вы сегодня сделали большой сюрприз своим коллегам. С чем связано ваше решение оставить пост председателя «Деловой России»?
– Дело в том, что ситуация для бизнеса ухудшается. Поддержки бизнеса – не сырьевого, а реального сектора – нет. К сожалению, у общественных организаций не хватает инструментов, которые могли бы исправить ситуацию. Нужны политические инструменты. То есть необходимо больше, активнее работать в партии. И совмещать работу в общественной организации с партийной деятельностью не получается.
Нужно отстаивать позицию политическими методами. Необходимо создать партию, сильную правую оппозицию
– Почему?
– Общественная организация подразумевает мягкую форму общения с властью. В «Деловой России» мы не должны подставлять бизнес, мы постоянно должны быть настроены на мягкий диалог. Кроме того, общественная организация обязана работать со всеми партиями. Иначе ничего не получится. Потому что свою позицию нужно отстаивать всеми доступными способами. Но в последнее время мне начали задавать вопросы, как я могу быть сопредседателем «Правого дела» и участвовать в проектах «Единой России». Понятно, что совместные проекты «Деловой России» и партии власти после этого не остановились. Мы продолжаем сотрудничать. Но я решил сосредоточиться на развитии «Правого дела».
– А вы не думаете, что в качестве председателя «Деловой России» вы для бизнеса сделаете больше, чем в качестве одного из лидеров «Правого дела»? При всем уважении к партии, история «Деловой России» длиннее и авторитета у нее больше.
– Вы правы и в смысле истории, и в смысле авторитета. Но «Деловая Россия» – общественная организация. А проблем очень много. И одними уговорами ничего решить не получится. Нужно отстаивать свою позицию политическими методами. Для этого необходимо создать партию, сильную правую оппозицию. Поэтому я принял решение отдать лидерство в «Деловой России» другому человеку, одному из сопредседателей – президенту инвестиционной группы «АТОН» Евгению Юрьеву.
– Свою политическую карьеру вы связываете только с «Правым делом» или возможны иные варианты?
– Я бизнесмен. И, прежде всего, я ориентирован на свой бизнес, у меня все «растет» оттуда. Я не называю свой нынешний интерес к политике словом «карьера». Я понимаю, что нужно создать политический инструмент – партию, которая была бы эффективна и которой бы поверили бизнесмены, именно правые поверили. На 90% свои надежды на создание такого инструмента я связываю с «Правым делом». Но если не получится здесь, будем делать в другом месте. Я создаю партию бизнеса, партию, которая, в первую очередь, будет представлять интересы бизнеса. Но есть люди, которые считают, что политику «Правого дела» должны определять интересы иных групп. Осталось выяснить, чей подход победит.
– Вы не только заявили о своей отставке, но и предложили изменить структуру власти в «Деловой России». Вместо председателя и сопредседателей у организации появится президент. Зачем?
– Да, мы вводим позицию президента. Приводим структуру руководства к общепринятым нормам. Если вы посмотрите на ТПП, РСПП, ОПОРу, везде главой организации является президент. При этом я останусь председателем координационного совета и буду отвечать за несколько направлений, в частности международное сотрудничество, развитие межрегиональных бизнес-программ и работу с молодежью. Но это только мои предложения. В августе решение по этому поводу должен принять региональный совет. Затем оно пройдет через координационный и генеральный советы. И лишь потом будет вынесено на одобрение съезда.
– То есть по факту нового президента в лице Евгения Юрьева «Деловая Россия» получит только в декабре?
– Мы планировали, что съезд будет в декабре. Но если понадобится, то генсовет может перенести его на более ранний срок. Но даже если мои предложения будут приняты, в силу они все равно вступят не так скоро. Юрьеву, которого я рекомендовал на пост президента, предстоит огромная подготовительная работа. Да, он сопредседатель, но принимал участие далеко не во всех программах и не каждому региональному лидеру знаком. Сейчас он войдет в курс дела всех программ, познакомится с проблемами всех отраслей, узнает каждого регионального лидера. А региональные лидеры в бизнес-организации – это не просто менеджеры. Каждый из них личность, которая создала свое дело. У каждого из них есть свое мнение и – сейчас я уже могу это сказать – свои тараканы в голове. Так что Юрьеву понадобится определенный промежуток времени, чтобы войти в курс дела.