Обсуждать новую тактику решили в новом интерьере: мероприятие перенесли из Гостиного двора в Манеж. На входе в зал гостей встречали огромные плазменные экраны, на которых нон-стоп крутили рекламный ролик мероприятия. Миновав «плазменные ворота», форумчане попадали на своеобразную круглую «сцену», где их уже ждали телекамеры.
Строить суверенную демократию начали на «разрушительном фундаменте
За «кулисами» расположился буфет. Дабы желающие могли следить за дискуссией, не отвлекаясь от кофе, буфет был обвешан аналогичными экранами, а желающим выдавали наушники. Сами дискуссионные помещения организовали возле дальней от входа стены, поделив по цветовому признаку на белый, синий и красный залы.
Открыл форум глава бюро высшего совета «Единой России» Борис Грызлов. Он напомнил, что мы «живем в условиях глобального кризиса». Поэтому многие наблюдатели сомневались, что нынешнее мероприятие должно и может состояться. Однако, несмотря на экономический коллапс, никто не спорит с тем, что стратегию-2020 надо реализовывать. А значит, дискуссия продолжается. С этими словами Грызлов ударил с корабельную рынду. И обсуждение стартовало.
На сей раз дискуссия шла в три «смены». Так или иначе на всех секциях поднимали вопросы выхода из кризиса и, главное, необходимости развития демократии в усложненных с финансовой точки зрения условиях.
«Считаю, что эта секция принципиально важна. Ни у кого нет сомнений, что наше государство развивается по демократическому пути», – объяснил Борис Грызлов на заседании отделения «Наша демократия».
По его словам, Россия проявила себя как «страна суверенной демократии». В частности, уверен Грызлов, перестала учиться «по англоязычным учебникам» демократии, и теперь «мы можем писать их сами». Но чтобы успешно бороться с кризисом и принимать другие вызовы, России по-прежнему необходимо «развивать и совершенствовать демократическую систему».
Выслушав наказ единоросса, форумчане ему последовали. Модератор секции «Наша демократия», член Общественной палаты Валерий Фадеев рассказал собравшимся, что основной бедой России остается «политический романтизм». Если в экономическом смысле шоковая терапия 90-х «поставила наши мозги на место», то в политическом плане все продолжают «надеяться на чудо».
Фадеев уверен, что кризис обозначил крах классической либеральной демократии. Практика показала, что нормальное функционирование страны возможно только при «тотальном государстве». Государство должно чувствоваться во всем. Посему основной вопрос демократии: как сделать государство эффективным и одновременно комфортным для граждан.
«Наивно думать, что можно построить государство сверху, безотносительно состояния общества», – говорит Фадеев. Так что на первое место выходит диалог между властью и простыми гражданами.
Того же мнения придерживается и предприниматель Константин Ремчуков. По его словам, «доверие между властью и обществом» достигается не путем пиара, а при помощи дискуссии. Так что совершенно необходимо «повышать качество антикризисных решений». И при этом доступно объяснять россиянам, что и почему власть будет делать для борьбы с кризисом.
По словам телеведущего Михаила Леонтьева, классического варианта либеральной демократии в мире в принципе не найти. Современную постмодернистскую версию данного варианта политического мироустройства правильнее называть «медиакратией», где на первый план выходит умение виртуозно манипулировать массовым сознанием. По мнению Леонтьева, такая политическая система «тотально блокирует любые антикризисные меры». На гора она готова выдавать только «светлое и прекрасное», к чему экономический коллапс явно не относится. России в этом смысле повезло больше.
«Суверенная демократия – способность принимать решения и претворять их в жизнь вне зависимости от мнения внешних кураторов», – объяснил Михаил Леонтьев.
Однако строить суверенную демократию, по мнению Леонтьева, начали на «разрушительном фундаменте». Реальными предпосылками для реализации суверенности, говорит эксперт, являются не политические, а экономические факторы. Поэтому, чтобы и дальше с успехом реализовывать суверенный сценарий, по словам Леонтьева, необходимо выстроить такую экономическую модель, которая «может обеспечить суверенитет, выживаемость страны вне зависимости от внешней конъюнктуры».
Сопредседатель совета по национальной стратегии Иосиф Дискин согласился с коллегой в том, что отказ от модернизации надолго оттеснит Россию от группы мировых лидеров. При этом, по мнению Дискина, все необходимые для модернизации институты в стране уже выстроены. Правда, по импортным лекалам, ввиду чего их необходимо адаптировать к отечественным реалиям. А для этого и нужна демократия. И суверенность – необходимое условие ее существования. Но для того, чтобы система была по-настоящему эффективна, по мнению Дискина, она должна научиться «генерировать доверие».
СМИ не выполняют свою главную функцию – информирование, являясь единым «зомбоящиком
Сейчас, считает эксперт, государство не доверяет экономической системе. Люди недопонимают власть и потому не всегда доверяют ей. А значит, опять встает вопрос о необходимости подробной дискуссии. «Предлагаю в рамках форума создать межсекционную рабочую группу по разрушению тромбов недоверия», – заявил Иосиф Дискин.
Тем временем в соседних залах шли похожие разговоры. По словам телеведущего Владимира Соловьева, который заседал в секции «Средний класс: спасти гегемона», российская экономика наглядно демонстрирует, что, в отличие от демократии, не является суверенной. При этом СМИ не выполняют свою главную функцию – информирование, являясь единым «зомбоящиком». Так что люди не могут слышать власть. И, соответственно, ей не доверяют. По словам Соловьева, необходимо срочно налаживать «систему реальной коммуникации между властью и людьми». А иначе кировский инцидент, где отчаявшийся бизнесмен забрал с собой на тот свет мэра города, разрастется до размеров всероссийской эпидемии.
Гендиректор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков определил еще пять проблем российской демократии. В первую очередь, он указал на ориентацию в прошлое. Политики постоянно оглядываются в 90-е, пытаясь найти демократию там. За спиной будущего не разглядеть, поэтому вторая проблема – это «отсутствие горизонта». Эксперты обсуждают нынешнюю ситуацию, не пытаясь понять, что будет дальше. А между тем функцию политических игроков постепенно начинают брать на себя общественные организации. Да и обычные граждане все активнее участвуют в политике.
Не доводит до добра, по мнению Чеснакова, и внимание к зарубежным деминститутам. Эксперт пояснил, что на родную землю их чаще всего переносят методом «технического копипейста», без какой бы то ни было адаптации. И здесь они, соответственно, не работают. Серьезным недостатком существующих партий Чеснаков считает их неумение доводить многие дела до конца. А кроме того, парторганизации не стремятся вырабатывать общие жесткие правила игры, не чувствуют потребности во «внутреннем арбитре».
По словам Алексея Чеснакова, пока не удастся решить эти проблемы, демократические механизмы в России не заработают. Зато по поводу бытия или небытия отечественной демократии эксперт предложил даже не спорить. «Демократия у нас есть», – уверил политолог.
Наконец, руководитель единороссовского центрального исполкома Андрей Воробьев рассказал, что нынешний форум даст старт партийному конкурсу. До конца года все желающие, включая российских ученых за рубежом, смогут предложить свои варианты совершенствования антикризисной программы и спасения среднего класса от экономического коллапса. Авторы четырех лучших проектов (по два в каждом направлении) получат гранты на их реализацию. «Речь не идет о баснословных деньгах, но мы будем щедры», – пообещал Андрей Воробьев.