Как дал понять президент Дмитрий Медведев по итогам пятничной встречи с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, Москва готова активней выступать в роли посредника в процессе карабахского урегулирования.
Характер переговоров такой, что прорыв будет действительно прорывом. Мы сделаем все от нас зависящее
«Мы всегда старались способствовать этому процессу, и если такого рода контакты будут продолжены – а другой альтернативы не существует, – я уверен, что эту проблему можно будет урегулировать, именно исходя из интересов двух народов, принимая во внимание подготовленные предложения. Конечно, нужно находиться в правовой плоскости, но не закрываться от каких-то новых подходов, которые в какой-то ситуации могли бы внести свежую струю, вокруг которой можно было бы консолидировать позиции», – заявил российский лидер на пресс-конференции по окончании переговоров.
Сам Алиев поблагодарил Россию за «попытки сблизить позиции по вопросу урегулирования», выразив надежду, что мир уже не за горами.
«Конечно, отсутствие результата не может нас радовать, но, тем не менее, мы не можем закрывать глаза на то, что существует определенный прогресс в процессе переговоров. Этот прогресс и поддерживает нашу надежду на то, что конфликт будет урегулирован достаточно быстро», – заявил он, особо подчеркнув, что от «урегулирования выиграют все».
Что в первую очередь выиграет Москва, догадаться не трудно. Россия крайне заинтересована в природном газе Азербайджана, считающегося одним из основных поставщиков для потенциального конкурента российскому «Северному потоку» – газопровода Nabucco.
Чтобы убедить Баку отказаться от этих планов и увеличить до максимума подачу азербайджанского голубого топлива в российскую газопроводную систему, Москва и собирается «особо поспособствовать» скорейшему разрешению вопроса с Карабахом.
«Для азербайджанского руководства инициатива России означает возможность вступить в политический торг, предметом которого станет, прежде всего, Нагорный Карабах. В этой связи условиями, на которых Баку предположительно должен согласиться на сделку с РФ, могут стать уступки Москвы по нагорно-карабахскому вопросу и отказ от полной поддержки Еревана», – заметила эксперт Центра политической конъюнктуры Евгения Войко в интервью «Актуальным комментариям».
По итогам встречи Алиев действительно не исключил возможность благоприятного для России завершения переговоров между Газпромом и государственной компанией Азербайджана.
«В данном направлении, я думаю, исходя из того что переговоры заняли не так много времени, можно констатировать достаточный прогресс. Для Азербайджана сотрудничество в этом направлении является также элементом диверсификации газовых поставок, поскольку сегодня азербайджанский газ транспортируется на западном направлении. Для нас, конечно, диверсификация поставок и выход на новые рынки, как и для газа другой страны, представляет большой интерес», – заявил он.
Тем более, отметил Алиев, между двумя странами налажена эффективная транспортная инфраструктура, да и прибегать к услугам транзитных стран не приходится.
«Все исходные позиции очень выигрышные, необходимо, чтобы компании в духе доброй воли пришли к соглашению, и тогда сотрудничество в газовой сфере между Азербайджаном и Россией будет органично вписываться в общее сотрудничество между нашими странами», – обрисовал он Москве будущие заманчивые перспективы.
Впрочем, на более конкретные результаты от встречи никто и не рассчитывал. «Россия и Азербайджан на переговорах будут требовать по максимуму уступок друг у друга, но понятно, что по максимуму никто уступать не будет. Поэтому у меня имеются большие сомнения насчет прорыва в переговорном процессе по урегулированию карабахского конфликта на нынешнем этапе и возвращения Азербайджану сразу пяти районов в обмен на открытие турецко-армянской границы», – приводит АМН «Новости-Азербайджана» мнение политолога Лейлы Алиевой.
Как бы там ни было, подчеркнула эксперт, Россия, стремящаяся сохранить инициативу по урегулированию в Карабахе в своих руках, выбрала очень удобное время для оказания давления на Азербайджан, пользуясь периодом охлаждения в отношениях страны с Турцией и Западом. Тем более что на лавры примирителя претендуют и США, стремящиеся усилить свои позиции в богатом на энергоресурсы каспийском регионе.
В частности, на днях американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза уже пообещал добиться прорыва в процессе урегулирования карабахского конфликта к маю – июню этого года.
«Характер переговоров такой, что прорыв будет действительно прорывом. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы президенты договорились», – пообещал он.