В пятницу в Женеве в отеле «Интерконтиненталь» состоялся рабочий ужин министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Хиллари Клинтон. Отель расположен неподалеку от женевского Дворца наций, где базируется отделение ООН и другие международные организации. Это первая полноценная встреча двух дипломатов, хотя краткий «обмен мнениями» между ними уже прошел на этой неделе в египетском Шарм-эш-Шейхе в рамках международной конференции по Газе.
Предполагалось, что встреча в Швейцарии станет полноформатными переговорами, на которых главы внешнеполитических ведомств обменяются мнениями по всему комплексу двусторонних отношений и по кругу вопросов международной повестки дня. Кроме того, одной из задач этой встречи, как отмечал ранее Лавров, была подготовка к первому очному общению президентов России и США, которое намечено на 1–2 апреля в Лондоне в рамках форума «двадцатки».
В начале встречи Клинтон подарила Лаврову большую красную кнопку на желтой основе как «символ стремления американской администрации произвести «перезагрузку» отношений между Вашингтоном и Москвой». После этого глава МИД России и глава госдепартамента США вместе её нажали, как бы «дав старт» процессу
Правда, затем произошел курьез, поскольку, как выяснилось, на кнопке по-английски было написано «reset», а по-русски латинскими буквами – «peregruzka» («перегрузка»). «Вы ошиблись, – сказал Лавров госсекретарю США. – Здесь надо было написать «перезагрузка», а вы использовали совсем другое слово». В ответ Клинтон рассмеялась и пообещала, что постарается не допустить «перегрузки» в российско-американских отношениях.
Отметим, что первым в контексте отношений с Москвой употребил термин «перезагрузка», ставший теперь общим местом во внешнеполитической риторике США, вице-президент Джо Байден. На Мюнхенской конференции по безопасности в начале апреля он заявил, что Соединенные Штаты готовы начать отношения с Россией с чистого листа. «Пришло время нажать на кнопку Reset и вновь обратиться к различным областям, в которых мы можем и должны сотрудничать», – говорил тогда Байден.
Получается, что Клинтон, которую многие американские эксперты считают пока еще недостаточно опытной во внешнеполитических вопросах, логически продолжила метафорический зачин Байдена, которого как раз считают реальным творцом международной политики Вашингтона.
Что касается содержательной составляющей ужина в отеле «Интерконтиненталь», то Лавров еще в преддверии встречи отмечал, что «она позволит нам посмотреть на всю повестку дня наших отношений и расставить акценты».
В МИДе же сообщали, что главы дипломатий двух стран должны были обсуждать вопросы нераспространения стратегических вооружений, евроатлантической безопасности, ближневосточного урегулирования, иранской ядерной программы, ядерной проблематики Корейского полуострова и, конечно, размещения ПРО в Европе.
После переговоров с Клинтон 7 марта Лавров выступит на пленарном заседании конференции по разоружению. «На этой встрече будут представлены российские оценки ключевых проблем в области разоружения, нераспространения ОМУ и контроля над вооружениями, – информировали в Министерстве иностранных дел России. – Кроме того, министр встретится с руководителями женевских организаций системы ООН».