В среду президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил, что Республика Науру вслед за Абхазией признала и независимость РЮО. Соглашение об установлении дипломатических отношений между сторонами было подписано в среду утром. Притом что накануне сообщалось: вопрос об установлении дипломатических отношений с Цхинвалом должен рассмотреть парламент Науру.
Признать их могут Боливия, Эквадор и Куба. На восточном направлении на первом месте стоит Сирия
Грузия данное событие уже успела прокомментировать. Госминистр по реинтеграции Темур Якобашвили заявил, что «это признание вызывает улыбку, это крах российской политики», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД из Тбилиси.
У Цхинвала иное мнение. «Процесс признания нового государства Республики Южная Осетия международным сообществом необратим. В ближайшее время республику признают еще около 10 государств», – категорично заявил Кокойты.
Теперь Южная Осетия намерена развивать отношения с Науру. «Южная Осетия сегодня признанное государство и со стороны Науру. Между странами достигнута договоренность развивать отношения во всех областях», – добавил он.
Днем ранее, во вторник, Науру признала независимость Абхазии. Таким образом, она стала четвертой страной после России, Никарагуа и Венесуэлы, признавшей независимость Абхазии и Южной Осетии.
О том, что Науру готовится признать Южную Осетию, министр иностранных дел Науру Кирьен Кеке намекал во время визита в Цхинвал 12 декабря, куда он прибыл из Москвы, где встречался с главой МИД России Сергеем Лавровым.
В понедельник российские СМИ предсказывали такое развитие событий, одновременно указывая на то, что Россию попросили оказать карликовому государству, где проживают 14 тыс. человек, гуманитарную помощь в размере 50 млн долларов (Науру – одна из самых бедных стран Океании). Ранее государство-остров выдвинуло аналогичные условия к Китаю взамен на отказ от признания Тайваня (речь шла о 130 млн долларов), но потом, получив помощь еще и от Тайваня, вновь признало его и разорвало дипотношения с КНР.
К слову, признанием Тайваня торговали и другие государства Океании. Например, сосед Науру – Кирибати, где проживают уже 100 тыс. человек.
Отметим также, что ни Южная Осетия, ни Абхазия не намерены открывать в Науру диппредставительство. Но в начале 2010 года сухумская делегация посетит островное государство.
«Установление дипломатических отношений – это одна из форм признания, но в Абхазии ожидают, что о признании независимости Абхазии будет объявлено официально, в ответ на обращение президента Абхазии Сергея Багапша», – заявил глава абхазского МИДа Сергей Шамба.
Он пояснил, что Абхазия попросит Россию представлять интересы республики в этом регионе (к слову, посол РФ в Австралии по совместительству является послом РФ в Науру).
Ранее о возможном признании двух республик заявляли в Сомали, Ливане, Перу и Белоруссии, но – с нулевым результатом. Тем не менее старший эксперт Центра политической конъюнктуры России Минаев Максим считает, что слова Кокойты о будущих признаниях небеспочвенны. Еще осенью прошлого года в списке таких стран по дипломатическим каналам назывались государства Латинской Америки и Ближнего Востока. «Если мы берем Латинскую Америку, то это в первую очередь члены блока ALBA (Боливарианская альтернатива для народов Америк), в частности Боливия, Эквадор и Куба. На восточном направлении на первом месте стоит Сирия», – сказал Минаев газете ВЗГЛЯД.
Таким образом, по его словам, следующие признания появятся со стороны стран, которые обладают определенным статусом в международных отношениях, но к Науру «подобный эпитет неприменим».
Говоря же о возможном признании независимости Абхазии и Южной Осетии кем-нибудь из стран СНГ, эксперт назвал «максимально предрасположенной» к такому шагу Белоруссию, но в ближайшее время ждать от Минска действий в этом направлении не следует.
«Белоруссия в течение года откладывала рассмотрение этого вопроса в парламенте. Это было бы серьезным шагом, потому что если бы закавказские государства были бы признаны кем-то из республик бывшего СССР, у них появился бы дополнительный инструмент по собственной легитимации в международной плоскости. Признание соседей оказывает большее значение на общую конъюнктуру, чем знаки внимания со стороны Никарагуа и Венесуэлы», – отметил Максим Минаев.
Помимо Белоруссии потенциальными игроками на этом поле, по мнению политолога, могли бы стать Армения и Казахстан. Пока Ереван не может пойти на такой шаг, потому что весь транзит из России проходит через грузинскую территорию, кроме того, для начала там предпочли признать Карабах. «А Казахстан занимает очень осторожную позицию, как и большинство среднеазиатских республик», – подытожил Минаев.