В преддверии «создания новой Европы», что произойдет в четверг на экстренном саммите ЕС после завершения ратификации Лиссабонского договора, появляются все новые идеи по «модернизации» Евросоюза. Ранее было решено, что у ЕС появится единый президент и глава МИДа. Теперь Италия загорелась идеей создать единую европейскую армию. О деталях такого предложения в интервью британской газете The Times рассказал министр иностранных дел республики Франко Фраттини.
Была бы европейская армия, Италия могла бы отправить в Афганистан самолеты, Франция – танки, Британия – бронеавтомобили
По его словам, в Лиссабонском договоре есть пункт, согласно которому, если несколько стран ЕС захотят теснее сотрудничать между собой, «это не возбраняется». Ранее похожая тактика использовалась при введении евро и создании шенгенской зоны. Теперь эти принципы могут быть применены к «общей европейской обороне».
Мотивируя идею создать общеевропейскую армию, министр пояснил, что президент США Барак Обама, требуя военной помощи в Афганистане, отдельно обращается к руководству Польши, Италии или Великобритании. Но в случае создания европейской армии у Обамы появится «инструментарий», откуда он будет черпать помощь. «Предположим, ему понадобится 30 самолетов, тогда он сможет спросить у европейской армии, готова ли она их предоставить», – пояснил Фраттини.
Министр также обратил внимание, что сейчас «каждая страна удваивает свои силы, каждый из нас направляет бронированные машины, людей, танки, самолеты в Афганистан». «Была бы европейская армия, Италия могла бы отправить самолеты, Франция – танки, Британия – бронеавтомобили, именно так мы оптимизируем использование наших ресурсов. Возможно, мы добьемся этого немедленно, но это идея европейской армии», – добавил он.
«В провинции Герат итальянцы сотрудничают с испанцами. Почему не сформировать общие силы? Это принесло бы экономические выгоды, потому что вовлеченные страны разделят стоимость военных операций за рубежом», – подчеркнул министр.
Другой задачей для будущей европейской армии может стать совместное морское патрулирование в Средиземном море: «Европа может разместить совместный морской флот или воздушные силы в Средиземном море, почему нет? Мы можем сказать: послушайте, одна группа наций готова уже сейчас, и мы оставляем открытую дверь для других, чтобы присоединиться, как к евро».
Господин Фраттини также полагает, что если Дэвид Камерон и его консерваторы придут к власти в Британии в следующем году (рейтинг правящих лейбористов крайне низок – ВЗГЛЯД), они также должны понять, что концепция Рима намного эффективнее нынешнего порядка. На замечание же газеты о том, что евроскептик Камерон предлагает принять закон для защиты британской национальной независимости, Фраттини парировал, что она «уже защищена». «Я верю, что когда вы окажетесь в правительстве, вы поймете преимущества Европы, возможно, даже преимущества Шенгена, – добавил он. – Когда вы в оппозиции, вы говорите важные вещи, но когда вы в правительстве, вещи изменяются. Когда вы в правительстве, вы понимаете, что Европа – возможность».
Говоря же о предстоящем саммите, господин Фраттини признал, что в прошлом правоцентристское правительство Сильвио Берлускони поддерживало кандидатуру бывшего британского премьера Тони Блэра на должность президента ЕС, «потому что он влиятельный политический лидер». Однако теперь стало ясно, что успешный кандидат «должен иметь широкий консенсус». «Шведский премьер-министр, который будет председательствовать на саммите, сказал, что мы проголосуем, если потребуется. Но это будет плохим первым шагом. Это не будет хорошим началом для Лиссабонского договора», – заявил Фраттини.
По его ощущениям, есть свидетельства, что президентство получит представитель правоцентристов, а МИД возглавит левоцентрист, на эту должность лучше других подходит экс-премьер Италии Массимо Д'Алема. «Я говорю это по объективным причинам, потому что у него есть способности, и, во-вторых, потому что Италия, очевидно, поддержит итальянского кандидата. Это вопрос национального интереса», – сказал министр.
Отметим, что Франко Фраттини не первым высказал идею создать европейскую армию. В феврале прошлого года президент Франции Николя Саркози ратовал за появление элитных силы обороны ЕС на базе шести крупнейших стран – членов организации: Франции, Великобритании, Германии, Италии, Испании и Польши.
В его проекте предусматривалось, что «шестерка» установит единые «правила игры» для обеспечения тесной интеграции в военной сфере, а минимальный оборонный бюджет составит 2% ВВП. Также там говорилось о создании единого рынка вооружений и выделении каждой из стран 10 тыс. солдат для совместных сил реагирования. Главные сферы применения: борьба с терроризмом, создание совместных инфраструктурных оборонных программ, систем противоракетной обороны и разведывательных технологий.