Армения и Турция подписали эпохальное соглашение об установлении дипломатических связей. В последний момент церемония была под угрозой срыва, так как Ереван неожиданно отказался ставить свою подпись, однако вмешательство в ситуацию госсекретаря США Хилари Клинтон не позволило сторонам уйти от намеченного подписания.
Я полностью убежден, что оба этих процесса – урегулирование нагорно-карабахского конфликта и нормализация армяно-турецких отношений – должны идти параллельно
Чтобы уладить неожиданно возникшие проблемы, кортеж госсекретаря США не поехал на место встречи представителей двух стран, а вернулся в цюрихский отель, где состоялись экстренные переговоры с армянскими дипломатами.
Причина недовольства Еревана крылась в несогласии с некоторыми тезисами официального заявления по случаю подписания документов. В итоге Клинтон пришлось около часа уговаривать армянского и турецкого коллег Эдварда Набалдяна и Ахмета Давутоглу прийти к компромиссу.
Предполагается, что соглашение поставит точку в вековой вражде, которая берет начало с массового убийства армян в Османской империи, которое расценивается многими странами (в том числе Россией) как геноцид. Анкара выступает против этого «ярлыка», говоря, что «невинные люди погибли от принудительного переселения и в результате войны».
Сближение Анкары и Еревана началось два года назад при участии Швейцарии. Также в процессе важную роль сыграли Россия, Франция и США, поэтому главы внешнеполитических ведомств этих стран присутствовали при историческом событии. В случае ратификации соглашения парламентами двух стран будут решены многие сопутствующие проблемы, так как в данном вопросе переплетаются интересы не только Армении и Турции. Так, возможно, появятся новые возможности для постройки нефтепроводов для поставки ресурсов на Запад.
Глава российского МИДа Сергей Лавров тоже участвовал в последних переговорах, чтобы церемония не была сорвана. В итоге армянская и турецкая стороны хоть и подписали документ, но не сделали никаких официальных заявлений.
Как бы там ни было, подписание двух протоколов («Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений») не только установит дипломатические связи, но и откроет границы между двумя странами, которые оставались на замке с 1993 года. Также будут созданы комитеты по развитию экономических связей и решения других двусторонних проблем. Спор о геноциде в протоколах четко не прописан.
Отметим, что в Ереване очень хотели бы, чтобы геноцид признали США. Но мнения американских законодателей по этому вопросу сильно расходятся. Нынешний и прежний президенты были против принятия соответствующей резолюции, так как существуют опасения испортить отношения с Анкарой – членом НАТО, который оказывает заметную помощь Вашингтону в войне в Ираке и Афганистане.
Армянский лидер Серж Саргсян со своей стороны успел столкнуться с сильными протестами в своей стране, а также был раскритикован армянскими сообществами Франции и Ливана. Армянский национальный комитет США также раскритиковал соглашение, заявив, что попытки администрации Обамы принудить Армению пойти на односторонние уступки близоруки и в дальнесрочной перспективе «создают больше проблем, чем пользы». В первую очередь, армяне опасаются наличия в двусторонних договоренностях неких «секретных протоколов», которые обернутся «сдачей Карабаха» (в данном территориальном споре Турция однозначно поддерживает Азербайджан).
Действительно, наблюдатели ожидают в будущем подвижек в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в результате которого погибло около 30 тыс. человек. До последнего момента ни Армения, ни Азербайджан не выражали намерения пойти на уступки. Ереван поддерживает независимость Карабаха (хотя и не признает Карабах официально), указывая на результаты референдума, когда подавляющее большинство жителей этого района высказались за автономию. В Баку с такой трактовкой не согласны и неоднократно заявляли, что в конечном итоге могут воспользоваться военной силой для разрешения конфликта.
К слову, подписанное соглашение вызвало весьма неоднозначную оценку в Баку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев уверен, что документ способен негативно отразиться на переговорах по Карабаху, если Ереван займет после дипломатического успеха еще «более жесткую позицию». «Я полностью убежден, что оба этих процесса – урегулирование нагорно-карабахского конфликта и нормализация армяно-турецких отношений – должны идти параллельно», – цитирует Алиева «Интерфакс».
Одновременно он выразил надежду, что проблему можно решить путем дипломатии, иначе «мы бы ни минуты не участвовали в переговорах». «Однако процессы, идущие в регионе, и вовлечение в них крупных держав в то же время должны оказать положительное влияние на решение карабахского конфликта. Я верю, что так и будет», – подытожил Ильхам Алиев.