Махмуд Ахмадинежад заявил о намерении вновь побороться за пост президента Ирана на намеченных на 12 июня выборах, дабы в случае победы «продолжить реализацию начатых программ».
Невозможно разбомбить одно место и сказать, что мы нанесли смертельный удар по иранской ядерной программе
Информацию об этом подтвердил его помощник Али Акбар Джаванфекр. «Естественно, Ахмадинежад станет кандидатом в президенты на предстоящих выборах и предложит свою кандидатуру народному голосованию», – заявил он агентству Reuters.
Пока окончательно известно имя лишь одного конкурента действующего главы исполнительной власти Ирана. Ранее свое намерение участвовать в выборах подтвердил глава реформистской Партии национального доверия Мехди Кярруби.
Кроме него возможности включиться в предвыборную гонку не исключили экс-глава МВД Ирана консерватор Мостафа Пур Мохаммади и бывший президент страны Мохаммад Хатами, которого наблюдатели расценивают как главного конкурента Ахмадинежада.
Последнего может активно поддержать Запад – как признанного либерала и «голубя». К Мохаммади, напротив, имеются вопросы у многих правозащитных организаций. В частности, на него возлагают ответственность за убийства тысяч политических заключенных в иранских тюрьмах в 1988 году. С должности он был снят лишь в мае прошлого года – «ввиду политических разногласий» с президентом.
При этом повторная победа Ахмадинежада также может серьезно осложнить положение Ирана в мире, в итоге приведя страну к войне. Благо США по-прежнему не отказались от плана «в крайнем случае» нанести по исламской республике удар.
«Иран отказывается сотрудничать во многих, многих и многих областях, поэтому я бы не был чересчур оптимистичным в данный момент», – заявил накануне председатель объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майк Маллен.
«Нет никакого мирного способа и никакой возможности остановить иранскую ядерную программу», – сказал в свою очередь конгрессмен-республиканец председатель комиссии конгресса по разведке Питер Хоэкстра в интервью американскому независимому новостному агентству Newsmax.
При этом в Вашингтоне понимают, что атака на Иран может оказаться делом крайне трудным, затратным и непредсказуемым по последствиям: в отличие, к примеру, от Сирии ядерные объекты исламской республики рассредоточены на местности.
«Невозможно разбомбить одно место и сказать, что мы нанесли смертельный удар по иранской ядерной программе, потому что они рассредоточили свои объекты. США могут принять участие в этой кампании, если Израиль решиться атаковать иранские ядерные объекты», – добавил Хоэкстра.
Как бы там ни было, пока администрация Барака Обамы не смогла окончательно определиться со своими действиями в отношении Ирана. «Существует ряд шагов, которые Иран должен сделать, прежде чем он восстановит к себе благожелательное отношение со стороны международного сообщества. Президент и госсекретарь заявляли, что считают неприемлемым получение Ираном ядерного оружия», – отметил накануне исполняющий обязанности начальника пресс-службы госдепартамента США Роберт Вуд.
Напомним, ранее новый президент США заявил, что его страна готова «протянуть руку дружбы Ирану, если Тегеран разожмет свой кулак».
Однако сделанный Обамой жест, судя по всему, в самом Тегеране оказался недооценен. В ответ на заявление американского лидера Ахмадинежад предложил США принести извинения иранскому народу и «попытаться искупить свою вину в преступлениях, которые они против него совершили».
Позднее Тегеран и вовсе выдвинул Вашингтону принципиально новые условия: «Иран готов к переговорам с США, однако лишь после того, как Америка выведет из Афганистана и Ирака все свои войска. Обама должен действовать в соответствии с сегодняшними реалиями, чтобы избежать повторения ошибок Джорджа Буша», – сообщил официальный представитель исламской республики Али Акбар Джаванфекр.